Смекни!
smekni.com

Анализ картин эпохи Возрождения (стр. 3 из 3)

4. Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века является Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта.

Он писал натюрморты, большие полотна на сложные темы, сцены из повседневной жизни («Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик» и др.). Обращаясь к религиозной тематике, он наделял святых человеческими страстями, воспевал прекрасное и трагическое («Видение Савла», «Мученическая смерть св. Петра», «Мадонна со змеей» и др.), вызвав осуждение церковников. Караваджо открывал новую страницу в истории искусства. Народный, светский характер живописи, блестящее мастерство художника прославили его имя не только в Италии, но и за ее пределами.

По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Его искусство оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропейских мастеров ХVII века - голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в Европе. Европа приняла новаторский дух итальянца, а в Италии Церковь решительно отвергла натурализм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что итальянское Возрождение уже завершилось. Италия сказала практически все, что могла сказать. Наступила очередь североевропейского Возрождения.

5. Доменико Теокопули (1541-1614) (таково настоящее имя Эль Греко) легендарный мастер, судьба которого таинственна и полна чудес. Его живопись занимает совершенно особое место в истории европейского искусства. Эль Греко - один из выдающихся живописцев позднего Возрождения, автор полотен на религиозные и мифологические сюжеты и жанровых полотен.

Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи графа Оргаса. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес святой Стефан и блаженный Августин собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех.

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары. Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками. Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо».


Заключение

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIVвеке, достигнув пика в XVIвеке и оказав значительное влияние на европейскую культуру.

Термин «Возрождение», означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в XIIвеке), появился в XVвеке и получил теоретическое обоснование в XVIвеке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.

Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец XIVвека; Донателло, начало XVвека). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности.

Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу XVIвека - Высокое Возрождение - ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим.

Крупнейшими представителями северного «Ренессанса» были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, - маньеризм.


Список использованной литературы

1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-ХV веков. М., 1977.

4. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. (1520-1590): К проблеме кризиса итальянского гуманизма. – М., 2000.

5. Виппер Б.Р. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. Итальянский Ренессанс. XIII- XVIвека. T.I. – М.,1977.

6. Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. – М..1985.

7. Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2000.

8. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. –
М.,1979.

9. Мусский С.А. 100 великих скульпторов. – М.: Вече, 2002.

10. Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – 216с.

11. Самин Д.К. 100 великих памятников. – М.: Вече, 2001.

12. Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2004.

13. Цагараев В. Искусство и время. – Владикавказ, Изд-во «Ир», 2003.