Перевезенцев С. В.
Театр — одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческая хранит представление о величие самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улицах, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таковы были представления скоморохов в Древней Руси, когда талант наших первых актеров и воображение зрителей заменяли собой позднейшие сценографические ухищрения. Таков был и театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма да кукла.
И все же театр немыслим без актера, ибо актер — это душа театра. В XVIII–XX вв. русская сцена дала миру великие имена, подарила великие таланты. И особенно значителен вклад в развитие отечественного театрального искусства Москвы и Петербурга. На театральных подмостках российских столиц блистали своим даром балерины А. Павлова и Г. Уланова, О. Лепешинская и Е. Максимова, танцовщики В. Нижинский и В. Васильев, М. Лиепа и… Поклонников оперы потрясали своими ролями Ф. Шаляпин и И. Ежов, И. Архипова и Г. Вишневская, Л. Собинов и С. Лемешев, Б. Штоколов и М. Михайлов. Ролями в драматических спектаклях прославились Е. Каратыгин, М. Щепкин, М. Качалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, А. Тарасова, Б. Бабочкин, Е. Лебедев, Т. Доронина и многие другие.
А вот театр XX в. называют «режиссерским», ибо весомо возросло значение человека, придающего театральному действу идейную, эстетическую и организационную целостность. И снова Москва и Петербург формировали отечественную режиссерскую школу. М. Петипа и Ю. Григорович, К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Г. Товстоногов и А. Эфрос вошли в историю мирового театра, ибо создали свою эстетику, смогли театральными средствами рассказать что-то новое о мире и человеке. И потому, когда мы говорим «театр Товстоногова» или «театр Станиславского», то, конечно же, имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, поставленных этими режиссерами.
Театр родился в России чуть более 330 лет назад. И на протяжение всех этих трех веков русский театр не раз даровал миру удивительные открытия.
МОСКВА
4 июня 1672 года был издан указ царя Алексея Михайловича, который предписывал жителю Немецкой слободы, пастору Йоганну-Готфриду Грегори «учинити комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Так было положено начало первому русскому театру. Уже 17 октября 1672 г. пьеса была разыграна. Называлась она «Артаксерово действо». Всего же было дано девять спектаклей. Представления разыгрывались сначала в помещениях дома Милославского, а затем и в новом специально построенном здании. При этом летний театр — «комедийная хоромина» — находился в подмосковном селе Преображенском, а зимний — в кремлевских палатах, над дворцовой аптекой. Но после смерти Алексея Михайловича в 1676 г. театр закрыли.
Вновь театральные представления возобновились при Петре I — в 1702 г., когда в Москву по приглашению царя прибыл антрепренер и актер Иоганн Кунст с восемью артистами. Для этой труппы на Красной площади была сооружена новая «театральная хоромина» или «комедийная храмина». И с той поры в России началось постепенное развитие театрального искусства.
Во второй половине XVIII в. особое место в театральной жизни Москвы занимал театр Московского университета, кураторами которого были М.М. Херасков и И.И. Мелисино. Уже в 1756 г. здесь начались представления, возникло первое в России театральное училище. На сцене студенческого театра ставились трагедии Сумарокова, комедии Мольера и М.М. Хераскова.
Много зрителей собирали крепостные театры Д.Н. Блудова, П.М. Волконского, В.И. Бибикова. Особенно славен был театр Шереметевых в Кускове и Останкино. На их сцене блистала крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалева (по сценическому псевдониму — Жемчугова) (1768 — 1803). Она родилась в семье кузнеца, с семи лет воспитывалась в графском доме в Кускове, обучалась пению, музыке, иностранным языкам. Обладающая чарующим сопрано, актриса с 11 лет начала выступать в спектаклях крепостного театра. Вскоре Прасковья Ковалева стала ведущей актрисой театра Шереметевых, исполняла роли широкого диапазона — в комедиях, драмах, комических операх. Лучшей ролью ее стала Элиана в героической опере Гретри «Браки самнитян». Достоянием гласности оказалась истории любви крепостной актрисы с графом Н.П. Шереметевым. Чувства графа к актрисе были столь велики, что в 1798 г. он даровал ей вольную, а в 1801 г. вступил с ней в брак.
***
Крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры — Большой театр. История театра восходит в 1776 г., когда на Петровке открылось первое в Москве каменное и специально оборудованное театральное здание — «Петровский театр». Этот театр был частным и находился под управлением англичанина М. Медокса. Здесь ставились драматические пьесы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, а также оперные и балетные спектакли. В 1805 г. здание театра сгорело, но уже через пять месяцев появилось новое здание. Сам театр из частного превратился в Императорский. Основной репертуар состоял из балетов и опер французских и итальянских композиторов. В начале XIX в. большую популярность приобрел новый русский жанр — опера-водевиль (пьесы Алябьева и Верстовского), а также балет-дивертисмент.
В 1822–1825 гг. архитектор О. Бове построил для театра новое здание, и с тех пор он стал называться Большим театром, ибо действительно был самым большим в России. В этом театре продолжила играть труппа Петровского театра.
В 1842 г. в Большой театр перевели труппу из Петербурга и с тех пор отличительной чертой репертуара театра стали оперы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, оперы и балеты П.И. Чайковского. Высокий резонанс получила в 1842 г. премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», ставшая с тех пор своеобразной визитной карточкой театра.
После пожара 1853 г. здание Большого театра было значительно перестроено, переоборудовано и расширено архитектором А. Кавосом. Тогда же фронтон театра украсила знаменитая квадрига скульптора П.К. Клодта — четыре бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона. В 1856 году новое здание Большого театра открылось премьерой оперы «Пуритане» В. Беллини. Но важнейшими для развития театрального искусства были постановки опер и балетов П. Чайковского «Спящая красавица», «Евгений Онегин», «Черевички», «Мазепа», «Пиковая дама», а также композиторов «Могучей кучки» — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова. Выдающийся французский балетмейстер М. Петипа создал новую балетную труппу театра и поставил несколько балетов, самый знаменитый из которых — «Лебединое озеро» (премьера состоялась в 1877 г.)
В начале XX в. расцвет вокальной музыки на сцене Большого театра связан с именами Л. Собинова, А. Неждановой, Ф. Шаляпина, открывшими настоящую новую эпоху в мировом оперном искусстве. В 1904–1906 гг. в театре работал С.В. Рахманинов, под управлением которого новую сценическую жизнь обрели многие русские оперы.
С 1902 г. и до конца жизни в 1924 г. пост балетмейстера Большого театра занимал А.А. Горский, который насытил балетные спектакли драматизмом. Одной из лучших работ режиссера была постановка балета «Дон Кихот», надолго пережившая своего создателя. «Недосягаемой» называли приму балетной труппы Е. Гельцер, демонстрировавшую в спектаклях свою виртуозность. Репертуар Большого театра постоянно пополнялся всем лучшим, что было создано русскими и европейскими композиторами.
После революции 1917 г. Большой театр стал государственным, а в 1924 г. получил статус академического. Большой оставался образцовым, классического репертуара, театром, но на его сцене появились и произведения новой, советской музыки — оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «Броненосец Потемкин» Чешко, «Мать» Хренникова и другие.
Сегодня золотой фонд оперной и балетной классики Большого театра составляют оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Царская невеста», балеты «Спартак», «Ромео и Джульета», «Баядерка», «Корсар». Музыкальные постановки в Большом театре осуществляли знаменитые балетмейстеры Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович, дирижеры М.М. Ипполитов-Иванов, В.В. Небольсин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Б.А. Покровский, Б.Э. Хайкин. На сцене Большого театра блистали выдающиеся вокалисты П.Г. Лисициан, И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.Д. Михайлов, В.А. Атлантов, А.Ф. Ведерников, А.А. Эйзен. Всемирное признание получили балеты с участием О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы, Н.В. Фадеечева. Гастроли Большого театра всегда вызывают огромный интерес за рубежом.
В настоящее время ведется масштабная реконструкция исторического здания театра, а с 2002 г. начались постановки на сцене вновь построенного филиала Большого театра.
Малый театр — старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.
История Малого театра начинается в апреле 1806 г., когда в Москве в Доме Пашкова открылся первый в Москве Императорский театр, репертуар которого включал оперы, драмы, комедии и балеты. В октябре 1824 г. этот театр обосновался на новом месте, в доме купца Варгина на Петровской (ныне — Театральной) площади и стал называться Малым театром — по сравнению со стоявшим рядом Большим театром. В 1840 г. здание театра перестроили, расширив зрительный зал до 900 мест.
В XIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь ставились пьесы А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, У. Шекспира, Ф. Шиллера. А сердце театра и его душу составлял великолепный актерский ансамбль. В 1817 г. в труппу театра пришел великий П.С. Мочалов — актер больших чувств, вдохновенный романтик, удивительно тонко игравший трагические роли. В 1822 г. состоялся дебют М.С. Щепкина, с именем которого связана реформа нашего национального театра. Выходец из семьи крепостных крестьян, Михаил Семенович Щепкин (1788–1863) впервые появился на сцене в восемь лет. Став профессиональным актером, Щепкин поставил задачу сделать законами творчества «простоту» и «естественность». Он научился постигать «идею образа», он умел заставить себя думать и чувствовать так, как представляемый им герой — отсюда, при всех очень незавидных внешних данных (малый рост, полнота) Щепкин умел представлять все разнообразие человеческих типов. Поэтому одинаково великолепен был он и в комических, и в драматических ролях.