Установлено множество других центров археологии. Многие из них, даже относясь уже к известным центрам (Тарквинии, Черветери, Орвьето, Марцаботто), столь значительны, что подчас меняют сложившиеся представления. Особенно велико значение раскопок совершенно новых центров, раньше не имевших никакой прочной документации (Рузеллы, Пирги, Акваросса, Грависка)» [3,с.176-178].
Письменные источники датируются лишь 7 в до н.э. Первая надпись обнаружена на Бычьем рынке на вазе. Именно 7 в до н.э. – век становления и укрепления этрусков, расширения их торговых связей, развития морского флота, создания союзов городов, каждый их которых представлял независимое от соседей государство. Хотя римские историки редко упоминают о взаимоотношениях греческих центров с этрусскими, невидимая грань существует. Это и наблюдается в найденных глиняных сосудах. Так, раннее было указано, что роспись на урнах представляла собой совокупность геометрических фигур, что роднит ее с геометрическим стилем эллинов.
Но керамика этрусского производства существенно отличается от греческой. Этрусские сосуды не уступали греческим с точки зрения техники, но они стоят гораздо ниже в художественном плане. Местная керамика делится на 2 группы, к одной из которых принадлежат амфоры и чаши, копирующие греческие вазы. Вторую меньшую группу составляют нерасписные сосуды среднеазиатского и египетского типа с грубо выполненными пластическими украшениями.
«Сосуды второй группы разделяют по цвету глины на черные (буккеро) и красные (импасто). Первые более неуклюжие, большей частью необожженные и поэтому, несомненно, древнее последних, закаленных на огне. Древность черных сосудов подтверждается еще и тем, что они были найдены большей частью в древних гробницах Южной Этрурии» [4,с.102]. По другой версии, наоборот, керамика импасто считается более древней. А для сосудов буккеро, в переводе с итальянского «черная земля», использовался более совершенный обжиг, так, что глина приобретала черный цвет.
«Сосуды импасто красноватого или темного цвета создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но на гончарном круге. В собрании Эрмитажа имеется граненный котел импасто (рис.18) с торчащими в стороны протомами - львиными мордами с разинутыми пастями и вытянутыми шеями. Кажется, они служили не только оберегами содержимого сосуда, но и своеобразными ручками для переноса большого, почти шаровидного котла.
Довольно много в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины – усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами. Сосуды, получившие широкое распространение в 7 в до н.э., не очень изменялись в формах и принципах обработки.
Сосуды буккеро той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (рис. 19). Гончар сумел придать творчески воображенным фигуркам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии.
Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. В Кьюзи каждая урна – это решение мастерами какой-либо новой пластической задачи. Известная канопа из Сартеано (рис.20) представляет собой сосуд типа с грубо выполненными пластическими украшениями. на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.
Наряду со своеобразными сосудами, восходящими по стилю к италийским «лицевым» урнам и канопам, в Кьюзи широко распространены вазы различных форм, украшенные скульптурными головами, подобно аналогичной группе ваз района Вульчи. Порой на одной и той же вазе из Кьюзи головы, исполненные в «варварском» стиле, сочетаются с более гармоничными изображениями, исполненными под влиянием греческой скульптуры зрелой архаики. К последнему типу можно также отнести головки-украшения сосудов из района Вульчи, находящихся под сильным воздействием греческих ваз с рельефными украшениями. В то же время формы многих ваз отличаются своеобразием и характерны только для этрусской керамики» [11,с.44-47].
Действительно, невозможно найти в других культурах, таких же форм, которые создали этруски. Причудливые, витьеватые формы сосудов не оставят никого равнодушным. Среди них и форма канопы и котла, киафа – желобная форма чаши, отличающаяся высоким венчиком, и керхноса, объединяющего вместе 4 отсека, возможно, ритуальные чаши, предназначаемые для приношения божеству различных яств.
Керамика этрусков в поздний период (2-ая половина 6 – 4 вв. до н.э.).
«В поздний период производства этрусской керамики буккеро (вторая половина 6 в.– начало 5 в. до н. э.) получают распространение сосуды тяжёлых, вычурных форм, в изобилии украшенных изображениями. Большая часть этих ваз «тяжёлого буккера» по своему художественному значению уступает стройным, тонко орнаментированным вазам 7 – начала 6 в., поражающим ювелирным мастерством исполнения гравированных фризов. В тех же городах (Орвьето, Кьюзи, Вульчи и т.д.) исполнялись амфоры, эйнохои, киафы, чаши, курильницы, обычно украшенные фигурками на крышках или краях венчика. На вазах часто встречались пальметки и бутоны, как это видно на эйнохои из Вульчи (рис.21)"[6,с.28].
Среди центров керамического производства Этрурии Вульчи занимает ведущее место. Археологические материалы позволяют утверждать, что в 6 в до н.э. город устанавливает тесные связи как с городами Этрурии, так и с Грецией, Южной Италией и Сицилией, Сардинией, Карфагеном. Именно в Вульчи найдено наибольшее по сравнению с другими этрусскими центрами количество расписных аттических ваз, считавшихся долгое время этрусскими.
Также в Цере обнаружены вазы, созданные эллинами, работавших в Этрурии. Точность и простота их рисунков, то грубоватых, то изысканных и грациозных, ставит расписанные ими сосуды в ряд художественных своеобразных изделий. Но, тем не менее, в них много отличного от чернофигурных ваз греческой метрополии. Этруски практически не использовали черный лак, предпочитая темно-коричневый стиль. В Этрурии живопись на сферической поверхности была развита слабее, чем на плоскости. Декоративные росписи этрусских сосудов не достигала таких высот, как в древнегреческих центрах. Это объясняется тем, что художественно-эстетическая система этрусков с их большей конкретностью восприятия действительности отличалась от греческой.
Производство расписных ваз в этрусских городах 5 века до н.э. было менее интенсивным, нежели в 6 в. до н.э. Спад керамической продукции, очевидно, объясняется условиями военного времени, мешавшими гончарам работать так же плодотворно, как раньше, и к тому же ослаблением связей с греческими мастерскими. Меньше появлялось сосудов типа буккеро. Зато возникли краснофигурные росписи.
Этрусские гончары первой половины 5 в. до н.э. пользовались и особенной техникой: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным лаком фигуры с процарапанными деталями.
В гончарных мастерских 4 в. до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Четверети, Тарквинии, Вольтера, Кьюзи, Фалерии и другие ремесленные центры поставляли на художественный рынок много керамической продукции. Однако этруски отставали от греков в вазописи. Техники нанесения черного лака и цветовые соотношения его с терракотовой поверхностью не отличались чистотой и гармоничностью, движения фигур были резкими, контуры угловатыми или расплывчатыми.
Этрусский мастер Наццано изобразил на краснофигурном кратере взятие ахейцами Трои (рис.22). Поверженный на землю седовласый царь Приам защищается руками от напавшего на него и занесшего меч для удара ахейского воина. Афродита, необычно толстая, с некрасивым лицом, оберегает Елену от нашедшего неверную супругу и разгневанного Менелая. Драматические бурные сцены, развевающиеся одежды, резкие повороты фигур характеризуют эту и другие композиции ваз 4 в до н.э, мастера которых явно пытались развивать принципы роскошного стиля древнегреческой вазописи.
Так, этрусская керамика делится на чисто этрусскую, которая начиналась со сложных форм и закончилась упрошенными, но более тяжелыми к 5 в до н.э., и греческую, в свою очередь, различающаяся на собственно греческую и подражаемую эллинам этрусскими мастерами.
Керамические сосуды периода республики и империи в Риме (5 в. до н.э.-5 в н.э.)
Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.
Во времена республики происходит упадок расписной керамики. Она теряет свою художественную ценность. Посуда имеет чисто утилитарное значение, по-римски прагматическое, значение, поэтому не найдено ярких примеров расписной керамики.