«Кухонную посуду составляли горшки разных видов котлы, в том числе солдатские походные, сковородки, посуда для воды и молока, подойники, корыта для теста, разного рода лоханки, кувшины для черпания и ношения воды. Римляне использовали большие блюда, тарелки, соусники, салатники. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы. Большая часть сосудов принадлежала к разряду кубков, некоторые имели форму чаш и бокалов. Вино к столу подавалось в амфорах и кратерах, которые ставили на подставках. Пили его из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Мелкие различные сосуды, употреблялись римлянами для мазей и благовоний, они были греческими и имели греческие названия» [4,с.200].
В период империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.
«Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковою посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовлении красной глазури, имеющие ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающих блеск сургуча.
Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В 1 и 2 вв. н.э. особенно процветали мастерские Галии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах – Пергаме и на Самосее. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской» [1,с.175].
«Образцы арретинской керамики – чаще всего небольшие по размерам сосуды (чаши, кубки, иногда блюда или кувшины) – отличаются красивым и чистым красным цветом и невысоким рельефами на внешней поверхности стенок.В арретинкой керамике, годы расцвета которой приходилось на последнюю четверть 1 в. до н.э. и первую четверть 1 в. н.э., нашли отражение вкусы римлян ранней империи и черты стиля, господствовавшие тогда и в других видах искусства. Как и в мегарских чашах, рельефы на некоторых арретинских сосудах создавались с помощью форм, имевших «негативные» углубленные изображения. Они оттискивались в мягкой глине на поверхности сосудов, а затем покрывались красным лаком и подвергались обжигу в горячих печах.
В сюжетах рельефов арретиских ваз часто можно видеть дионисийских божеств, и нередко в них фигурируют сатиры и менады. Много создавались также сосудов с эротическими сценами, встречаются изображения музыкантов, жрецов около жертвенников, эротов, танцовщиц в высоких головных уборах; показывали в этих рельефах богиню победы с крыльями.
На примере одной из арретинских ваз можно убедится, что помимо сюжетных сцен, в данном случае цапля со змеей (рис.23), они включают и орнаментальные узоры из гирлянд цветов, чередующихся листьев, побегов аканфа и т.п. Аретинские чаши изящны по форме, и в общих керамических объемах и в деталях (в узорах рельефов). Сочность контуров стенок сосудов, прочность ножек, придающих им устойчивость, широта зияющих раструбов горл – все несет в себе следы чисто римской расчетливости и целесообразности, счастливо сочетающихся с эллинистическими, гармоничностью и декоративностью.
Многие арретинские чаши дошли до нас разбитыми, так как кубки обжигались менее тщательно, чем сосуды в древнегреческих керамических мастерских, и прочность их стенок была невелика. Кроме того, нельзя забывать, что арретинская керамика часто и широко использовалась в жизни. Арретинские мастера распространяла свою продукцию далеко за пределы Апеннинского полуострова. Чаши, сделанные в Артериуме, а чаще их обломки, порой с интересными рельефами, археологи обнаруживают в самых далеких районах. Много найдено арретинских чаш в соседних провинциях Рима – галлии, Германии, Британии. Встречаются они в восточных и южных провинциях, а также и в римских слоях античных городов Северного Причерноморья» [12,с.207-208].
Таким образом, римляне восприняли греческие традиции и переработали их на свой лад, результатом которого являются их чаши. Новых, оригинальных форм и видов обработки, в отличие от этрусков, создано практически не было. В Древнем Риме нет трепетного отношения к керамике, как это было в Древней Греции. Глиняные сосуды – это уже не произведения искусства, а продукты гончарного ремесла. Хотя каждый период развития античной керамике характеризуется определенными видами обработки и сортами глины, стилем и сюжетом рисунка, способом его нанесения, формами сосудов. А археологические методы помогают определить принадлежность каждого их них к конкретному веку, местности, культуре.
Заключение
Искусство таких прошлых эпох как Греции и Египта, так и Индии и Древнего Востока, Древней Америки, становятся органической частью культурной традиции всех народов. Тем самым культура того или иного исторического региона представляет общий эстетический интерес, ценности, которые в ней были созданы, она становится «мировой».
Античное наследие и в косвенно опосредованной форме своего воздействия (Возрождения и т.д.), при непосредственном обращении к его опыту, к его художественному обаянию сегодня, один из великих, близких и дорогих нам этапов в наследии прошлого. Несмотря на объединение римского и греческого творчества в единый исторический пласт, каждое из них имеет свои особенности.
Это отражается и на керамических сосудах. В Греции преобладало художественное значение предметов, в Риме людей в первую очередь волновало его практическое предназначение. Это связано, прежде всего, с культурными традициями и менталитетом и ценностями народов. Ключевой момент все же остается, это значение человека, значение искусства.
Список использованной литературы
1. Античная цивилизация /Под ред. В.Д. Блаватского.- М.: Наука, 1973.- 511 с.
2. Античный мир и археология древней ойкумены/ Ю.В. Андреев, В.Г. Порухин, В.Ц. Кац, С.Ю. Монахов.- Саратов: СГУ, 1993.- 405 с.
3. Борисовкая С.П. Вазы буккеро с рельефами из района Вульчи//Вестник древней истории.- 1971.-№1.- С.29-40.
4. Вейс Г. История цивилизаций. – Ростов на Дону: Феникс, 1994.- 291 с.
5. Драчук В. Дорогами тысячелетий. – М.: Молодая гвардия, 1976.- 255 с.
6. Ильинская А.С. История и культура Античной Италии и Рима в свете археологических открытий последнего десятилетия//Вестник древней истории.-1971.-№1.- С.174-180.
7. История и культура античного мира /Под ред. М.М. Кобылиной.- М.: Наука, 1977.- 352 с.
8. Любимов Л.Д. Искусство Древнего Мира.- М.: Просвещение, 1996.- 361
9. Монахов С.Ю. Греческие амфоры в Северном Причерноморье.- Саратов: СГУ, 1999.- 627 с.
10. Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира и Древней Греции /Под ред. Ю.Д. Колпинский.- М.: Искусство, 1970.- 356 с.
11. Соколов Г.И. Искусство этрусков.- М.: Слово, 2002. -208 с.
12. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима.- М.: Просвещение,1996.- 398 с.
13. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции.- М.: Просвещение, 1995.-
420 с.