Прокруст при помощи кровати принуждает путников не быть собой, принуждает их соответствовать кровати. Так называемое «Прокрустово ложе» – не слепок с человека, а аристотелевская форма, или «идея» в платоновском смысле. При помощи кровати Прокруст моделирует идеальных людей, удлиняя или укорачивая их тела. Когда Тезей в качестве возмездия пытается уложить самого Прокруста в его ложе, оказывается, что и Прокруст не идеален. Он слишком велик для своей идеальной кровати, он несовершенен с точки зрения кровати. Тело-вещь не помещается в кроватъ-идею. В образе «Прокрустова ложа» заложена трагичность разрыва между миром вещей и миром идей.
Дом, кровать возьмем эти два слова вместе, они будут друг к другу привязаны. Обратите внимание на следующую вещь: почему-то все люди живут в домах есть какое-то выделенное место, пространство внутри которого называется "домом". Дом может быть круглым, как кибитка, а может быть вертикальным. Я уж не говорю о том, что мы почему-то спим ночью, а не днем, как правило. Конечно есть какой-то режим смены бодрствования и сна, и он должен выполняться в некоей форме. Например, известно, что японцы спят на циновках, но какое-то представление о кровати все-таки выполняется. Но почему люди должны занимать горизонтальное положение? Из чего это вытекает? Почему нельзя спать стоя? Очевидно, существует все же некий психический режим нашей жизни и он имеет какую-то форму. Почему голова во сне должна быть не ниже тела, а слегка приподнята, даже если речь идет не о классической форме европейской постели? Мы в своем понимании находимся внутри чего-то такого, что собой организует выполнение единичных актов спанья на кровати или единичных актов пребывания в жилище. Вот этот горизонт предмета, который обладает определенными свойствами, содержит в себе режим множества состояний нашей психической, физиологической, умственной жизни, и есть идея кровати, дома. И хотя Аристотель говорил, что есть дома и нет "домности", теперь мы понимаем, что домность все-таки есть. И кроватность это не общее от единичных кроватей, конечно. А теперь наложим на это сетку Мёбиуса, состоящую из узелков, подставим точки на бесконечной плоскости, акты восприятия людьми единичной кровати, из которых рождается смысл идеи. Ясно ведь, что кровати есть выполнение идеи кроватности. Наши единичные кровати действительно тени, но конкретные, потому что идея "кроватности" существует. Единичную кровать можно поломать, сжечь, она может устареть, а идея не может устареть от времени, от изношенности. Например, рычаг как предмет потребления (в экономическом смысле) может износиться, а рычаг как форма или как идея живет вечно; это совершенная идея [5].
2.2 Эстетическое убранство кровати
Кровать – это предмет, привлекающий к себе внимание в спальне в первую очередь. Во дворцах Франции, например, главным помещением считалась королевская опочивальня с парадной кроватью: возлежа на ней, король принимал посетителей. Да и по сей день кровать в этой стране – больше, чем мебель, а постельные принадлежности, в том числе и покрывала, вполне сопоставимы с предметами культа.
В наши дни трудно говорить о каком-то едином направлении, господствующем в интерьерах. Каждая эпоха оставила нам свой драгоценный опыт в оформлении помещений, включающий, естественно, и декорирование спален. Поэтому многие исторические стили пользуются популярностью и сегодня. Условно они могут быть названы классическими, но с оговоркой, что любому из них присущи свои нюансы декора, в том числе и в текстиле.
К примеру, покрывала «Людовик XIV» могут быть изготовлены из темно-красного или темно-зеленого бархата или шелка, орнаментированы геральдическими мотивами, украшены золотистой тесьмой и кистями. Восточные покрывала поражают буйным узором, вышивкой, аппликацией, ярким насыщенным цветом, поскольку свидетельствуют о статусе своего владельца. Противопоставить такому темпераменту можно скромную спальню приверженцев минимализма. Ее отличает сдержанная отделка, низкие прямоугольные кровати и простые покрывала, выполненные из натуральных матовых тканей, практически не имеющих декора. Компромиссный вариант – спальни поклонников уюта. Здесь можно обнаружить красивые покрывала, подушки, даже пологи и балдахины, но сложно выделить определенную стилевую линию. В любом случае, прежде чем приступить к выбору покрывала для кровати, стоит обдумать, какой вид декора более всего соответствует интерьеру, не противоречит образу жизни хозяев дома и как, по вашему мнению, должна выглядеть убранная постель [8].
Покрывало – значимая часть интерьера. И потому оно, конечно, должно сочетаться с другими элементами убранства комнаты по цвету и фактуре, чтобы возник единый гармоничный ансамбль. Подушки разделяются на два типа: ночные и дневные. Ночные – это те, на которых мы спим ночью, а дневные – это те, на которые мы любуемся и испытываем комфорт днем.
При создании декоративной композиции из подушек важно учитывать их количество. Их должно быть не меньше трех и не больше восьми. Раскладывать их надо непринужденно, но со смыслом, чтобы и взаиморасположение и рисунок "соседей" сочетались.
Если говорить о цветовом решении, то здесь имеет смысл учесть некоторые нюансы. Для небольшой спальни лучше выбрать покрывало и подушки в тон полу и стенам, чтобы кровать не выглядела слишком массивной. Блестящих тканей холодных цветов желательно избегать, иначе появится оттенок парадности, а совсем не мягкая расслабляющая атмосфера. Если в комнате время от времени бывает прохладно, лучше приобрести покрывало теплых тонов – персикового, розового, желтого. Спальню, находящуюся с северной стороны, украсит золотистое покрывало, обеспечив хозяевам приятное ощущение падающих на кровать лучей солнца. Хороши нежные или нейтральные оттенки, основанные на кремовом и бежевом. Колорит спальне добавят ткани с крупным выразительным орнаментом: цветочным узором, растительными мотивами, сюжетными зарисовками [14,45].
Поскольку спальня это, пожалуй, самая особенная и индивидуальная комната в доме, материалы для ее декорирования могут быть гораздо более изысканными, чем, например, для гостиной. Лучше, если текстиль изначально входит в замысел интерьера, а модель кровати продумывается одновременно с дизайном покрывала и подушек. Заметим, что оно вполне способно подчеркнуть специфический стиль мебели или стать доминирующим пятном, к которому будут "привязаны" остальные элементы текстильного убранства. В качестве декора для покрывал и подушек обычно используют оборки, складки, купоны, шнуры, фестоны по краям, люверсы, молнии, пуговицы, кнопки, банты и подзоры. Последние, кстати, сегодня пользуются особой популярностью и уже совсем не напоминают "бабушкину кровать". Подзор может крепиться к каркасу ложа или быть естественным продолжением простыни. Ради придания изделию большей декоративности для него обычно применяют ту же ткань, что и для покрывала[24,59].
В целом довольно сложно говорить о каких-либо модных тенденциях в декорировании покрывал и подушек, речь идет скорее о стилевых направлениях. Особенно хороши такие подушки и покрывала в сочетании с окрашенной мебелью и предметами ярко выраженного народного характера.
Кстати, о мехе. В этом году дизайнеры делают особый акцент на его контрасте с шифоном, шелком, батистом и кружевом. Эти сведения пригодятся ценителям постельного белья, изготовленного из изысканных тончайших материалов. Кроме того, мягкость меха, его приглушенный блеск, глубина цвета эффектно сочетаются с полированным деревом, металлом и кожаной обивкой. Вариантов меховых покрывал с подушками, представленных сегодня на российском рынке, множество. Благодаря применению высоких технологий искусственный мех теперь довольно сложно отличить от натурального.
Классическую модель деревянной кровати с резным орнаментом на спинках украсит покрывало и подушки со стежкой и вышивкой. Отделка кружевом удачно дополнит бронзовые изделия и поможет создать специфический декоративный эффект. Тонкий лен, плюш, жаккардовую ткань, шелк профессионалы сочетают с расшитым тюлем, кружевной отделкой, изящными кистями и всевозможными тесемочками. Тонкое синтепоновое полотно, используемое, как правило, в качестве наполнителя, придает им дополнительный оттенок комфорта[30,29].
Тех, кто при слове "гобелен" представляет себе вытканную картину в золоченой раме на стене, смеем уверить, что это далеко не единственный способ использовать гобеленовые полотна. Роскошные покрывала из гобелена – традиционный вариант классического оформления спальни. Рисунки на покрывалах и на подушках – копии оригинальных тканей времен королей Луи XIII, Луи Филиппа и регентства.
Неплохой вариант для любителей часто преображать интерьер – двустороннее покрывало. А его симбиоз с одеялом – настоящая находка для ищущих сравнительно недорогого решения по принципу "два в одном".
Пестрые лоскутные покрывала, созданные в технике пэчворк, замечательно дополнят не только интерьеры в стиле кантри. Благодаря последним тенденциям моды, в качестве яркого декоративного пятна они вполне подойдут даже для самых сдержанных современных жилищ. Подобные покрывала довольно сложно найти в готовом виде, как правило, их делают на заказ. Учитывая кропотливую ручную работу, стоить они будут, несмотря на внешнюю простоту, отнюдь не дешево[35,17].
Готовые покрывала обычно имеют простую прямоугольную форму и стандартный размер. Их можно сравнить с платьем свободного покроя, которое хорошо выглядит практически на любой фигуре. Нередки случаи, когда покрывала составляют комплект с постельным бельем. Часто для достижения гармоничного облика комнаты покрывало заказывают в комплекте со шторами.
Используя творческий метод заправления кровати, закрываете её не полностью, словно небрежно, оставляя на виду изящное постельное белье. Композицию дополняют свернутый плед, а также разных форм и размеров декоративные подушечки и думочки, которых, по словам профессионалов, много не бывает.