Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример - тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом - обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.
Важная роль музыки проявляется в ее конструктивно - композиционной функции. Она способна придавать концертно-зрелищной программе композиционную стройность и завершенность. Так, музыка пролог, своеобразная экспозиция, музыкальные антракты, органично связывающие отдельные эпизоды программы, и музыкальные фрагменты призванные завершить восприятие, поставить точку, помогают организаторам создать определенную композицию. Особенно ярко это проявляется при использовании лейтмотивов.
Лейтмотив представляет собой музыкальный материал, который трансформируется в зависимости от характера эпизода, но несетмузыкальный образ через всю программу. Лейтмотивы способствуют установлению более глубокой внутренней связи между отдельными эпизодами.
Еще одной функцией является организация темпо-ритма программы. Музыкальное искусство - искусство временно точное представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс. Поэтому темп музыки позволяет динаминизировать действо, ускорить его развитие или затормозить.
Музыка может ритмически организовать действие, придать определенную эмоциональную окраску не только персонажам, но и движущихся предметов - автомашин, кораблей и т.д., что особенно важно для концертно-зрелищных программ.
Одним из важнейших методических требований музыкального оформления является органическое соединение действия с музыкой. Оставаясь самостоятельным видом искусства, музыка выступает в один из элементов художественно-образного раскрытия темы концертно-зрелищной программы. Другое важное условие: музыка должна способствовать развитию действия, создавать темпо-ритм прогpaммы подводить к кульминации, завершать его.
Зрелища всегда и везде отличались своей яркостью и фееричностью, а этого часто добиваются при помощи ярких костюмов участников, световых эффектов и пиротехники.
Работа с художниками по костюмам и гримёрами заключается в разработке единого стилистического направления в костюмах и гриме артистов для каждого эпизода программы. Естественно, они должны быть яркими, броскими и полностью подходить по цветовой гамме данному эпизоду, отражать настроение сцены, но желательно не сливаться с декорациями. Например, красный цвет может обозначать упорство, страсть или ярость, белый – добро или жизнь, чёрный – смерть или зло и т. д. По такому вот принципу можно разработать костюмы для зрелищной программы.
Светотехника в наши дни достигла огромных достижений, и её применение при разработке шоу - программ стало необходимостью. Здесь надо добиться такого эффекта, чтобы свет в буквальном смысле «пел» вместе с музыкой, а так же отражал настроение эпизодов и их направленность. Для этого существуют специальные световые партитуры и компьютерные программы. Например, звуки заводящегося электронного агрегата вместе с поднимающимися лучами прожекторов создают впечатление эмоционального подъёма в психике зрителя. Пиротехнические эффекты уже давно завоевали уважение у режиссёров зрелищных программ, так как они тоже оказывают огромное воздействие на эмоциональное состояние человека. Ещё в древности, человека завораживал огонь, его магическая сила и наверно, поэтому пиротехнику используют как одно из выразительных средств концертных зрелищ. Например, в хорошо известном Диснейленде каждый вечер проходят парады светящихся фигур, и устраиваются грандиозные фейерверки.
Итак, получен социальный заказ, выявлена актуальность программы, получена оптимальная сумма денег, определена тема, идея, сверхзадача, написан сценарий, проведена работа с художниками-декораторами, по костюмам, с композитором, светотехниками и пиротехниками и начинается постановочная работа.
Перед тем как приступать к постановке, режиссёру необходимо разбить весь сценарий на блоки или эпизоды и определить количество участников в каждом из них. Далее происходит набор артистов, которые впоследствии станут участниками представления. Количество артистов напрямую связано с объёмом зрелища и его характером. Это могут быть: хоры, танцевальные коллективы, артисты цирка и эстрады, актёры, спортсмены, ансамбли песни и пляски, инструментальные ансамбли, эстрадные исполнители. А так же производится набор административной группы и группы обслуживающего персонала, в которую входят: костюмеры, гримёры, личная охрана наиболее важных персон, звукорежиссёры, хореографы, светотехники и пиротехники - то есть весь обслуживающий технический персонал. В случае переездных шоу-программ пользуются даже услугами собственных поваров.
Современные постановщики зрелищных программ, для облегчения своего труда, используют универсальные таблицы, содержащие все необходимые пункты постановочной работы. Такими таблицами являются рабочий сценарий и монтажный лист.
РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ.
Сценарий | ОсновноеДействие | Местодействия | Основныеобъекты | Участвующиеколлективы |
ХудожественноеОформлениеРеквизит | Музыка | Освещение | Время | Примечания |
В этой таблице находится полное описание всей программы, поэтому она и называется рабочим сценарием. Особенно хорошо она помогает при постановке крупных массовых - зрелищных программ, когда действие происходит на различных сценических площадках и в разное время. На этой таблице можно увидеть и представить полную картину празднования и, естественно она предоставляет возможность легко корректировать сценарий.
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ.
%п\п | Эпизод | Участники | Костюмы | Реквизит | Свет | Музыказвук |
Кино | Хронометраж | Примечания |
Монтажный лист применяется для постановки менее крупных мероприятий, например: концертов, шоу-программ, презентаций, различных показов, а так же составляет часть рабочего сценария.
Естественно, одному режиссёру с огромной массой артистов справиться будет не так легко, и поэтому за дело принимаются помощники режиссёра. Каждому из таких помощников даётся по эпизоду в программе, и он начинает репетировать с артистами.
Репетиции отдельных блоков проходят в совершенно различных местах (в зависимости от места проведения мероприятия). Это могут быть дворцы культуры, клубы, спортивные залы, стадионы, конечно, в местах проведения самого массового зрелища и даже на лётных полях (как это делалось при подготовке к празднованию 850-летия Москвы).
Конечно же, при постановке ни в коем случае нельзя забывать о том, что зрелище, по своей сути, должно пропагандировать какие либо идеи. Задачей режиссёра и его помощников становится чёткое отслеживание определённой линии событий и их направленность. Например, при постановке спортивных зрелищ, упор делается соответственно, на пропаганду спорта и его развития в стране. Поэтому, все выступления приобретают художественно-спортивную форму, и даже если на площадке происходит выступление гимнастов, то, например, вспоминая Олимпиаду-80, на одной из трибун располагалось живописное панно из тысяч людей, держащих цветные полотна. Это представило собой, своего рода задник, который менялся соответственно происходящему на поле стадиона, перед глазами людей вырастали самые настоящие «ожившие» картины.
В другой ситуации, если речь идёт о шоу программе одного артиста или популярной музыкальной группы, упор делается на пропаганду живой музыки и живого пения, соединённого с профессионализмом и артистизмом. Здесь, вспомогательными выразительными средствами могут являться: новейшие технические разработки в области оснащения сцены, профессиональная звуковая и световая аппаратура, хореография, пиротехника, иллюзионное искусство, кино и видео – то есть, упор делается на техническое оснащение и профессионализм артиста.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что характер постановочной деятельности напрямую зависит от формы и идеи зрелищного действа.
Ещё один немаловажный момент в подготовке зрелищной программы – рекламная компания. В тот момент, пока проводятся репетиции, изготовляются декорации и костюмы, выстраивается концертная площадка и проводится разнообразная техническая подготовка, в средствах массовой информации начинается усиленная рекламная компания того или иного зрелища, ведь от количества зрителей напрямую зависит как творческий, так и коммерческий успех программы. Реклама может так же принимать различную форму: плакаты, афиши, буклеты, «растяжки» на улицах города, видео клипы на телевизионных каналах, радио эфиры, реклама в городском транспорте, в подземных переходах, на электронных уличных экранах и т. д.
Итак, все подготовительные моменты проведены, и теперь пришло время, так называемой, сводной репетиции. На ней под руководством главного режиссёра собираются все, ранее разрозненные, части, блоки шоу-программы в единое целое и происходит окончательная корректировка зрелищной программы. Далее следует «генеральная репетиция» и, как выражаются американцы – «showtime!».