Стержнем целостного технологического процесса концертно-зрелищных программ является удовлетворение потребностей аудитории. Это - идеал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выраженную социальную направленность.
Значимость события позволяет объединить людей общей идеей, сверхзадачей и направить организаторов и постановщиков концертно-зрелищной программы на достижение конкретных целей. В этом общественном творчестве усилия субъектов и объектов концертно-зрелищных программ направляются на определенный отрезок жизни человека, когда моделируются лучшее времяпрепровождение, лучший способ коллективного "проживания" людей, занятых в условиях досуга, для их духовного развития.
На этом основании субъект концертно-зрелищной программы при использовании как прямых, так и опосредованных способов воздействия должен строить свои отношения с объектом как с равным партнером по взаимодействию.
Отсюда синтетический характер технологии концертно-зрелищных программ необходимо рассматривать через отношения "субъект -объект - субъект", но и это не дает основания считать анализ полным, ибо технология развертывается и в социально-психологической плоскости "личность - общество".
Эти два вектора отношений предполагают анализ отношений между субъектом и объектом в различных плоскостях. Как известно, отношения между ними строятся на материально-практической и духовно-практической основах. На материально-практической основе субъект преобразовывает объект концертно-зрелищной программы, а на духовно-практической - объект познается субъектом или оценивается им.
Здесь возникают и функционируют познавательная, преобразовательная, оценочная и знаковая виды деятельности субъектов концертно-зрелищных программ, а коммуникативный процесс выступает как основание для всех этих видов, типов и форм и в рамках субъектно - объектно - субъектных отношений.
Следовательно, под технологией концертно-зрелищных программ понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.
Рассматривая технологию концертно-зрелищных программ как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, как взаимодействие организации и методики, выявляется основа, на которой происходит их взаимопроникновение друг в друга. Их слияние обусловливает не только рациональное расходование сил, средств, фондов, их наиболее полное использование, но и обеспечивает концентрированность воздействия на аудиторию, наибольшую планомерность и целенаправленность.
То есть, технология - это опредмеченная и трансформированная специфическими средствами деятельность в определенную форму. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности.
Из этого следует, что технология концертно-зрелищных программ имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как целостная система технология концертно-зрелищных программ имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития.
Отсюда структура технологического процесса выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще вcero выражаются в программе.
Этим и обосновывается технология концертно-зрелищных программ, определяемая целенаправленностью деятельности субъекта, способного к объективному соответствию содержания и формы, средств и методов таким образом, чтобы каждый элемент воздействия, единица формы, соответствовал поставленным целям.
Основные компоненты технологического процесса следует определять по двум слагаемым: организаторский и методический виды концертно-зрелищных программ.
Самыми распространенными просчетами в технологии концертно-зрелищных программ, с одной стороны, является ее слабая организованность, с другой - методическая ограниченность этого процесса. Нарушение в технологии баланса между организационной и методической деятельностью ведет к малой результативности воздействия на аудиторию, а отрыв одной от другой из этих видов деятельности к схематизму, стереотипности в подготовке и проведении концертно-зрелищных программ.
Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе концертно-зрелищных программ организация и методика оптимально соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к крушению многообразных качественных соотношений в процессе концертно-зрелищных программ, разрыву внутренней динамики, и как результат, единого целого.
"Организация" концертно-зрелищных программ есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия со зрителем.
Чтобы необходимая для всякой организации формализация основных процессов не создавала препятствий для развития личности, необходимо стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников и зрителей концертно-зрелищных программ. Отсюда организацию концертно-зрелищной программы можно рассматривать как процесс, где совокупность операций выстроена по определенным этапам. В свою очередь каждый этап представляет собой сумму целенаправленных действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.
Методическая деятельность как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения концертно-зрелищной программы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содержательный материал.
Осуществляя прием, переработку и генерацию информации, методическая деятельность преобразует ее с помощью художественно-образных символико-аллегорических и других выразительных средств и действий, способствует достижению поставленной цели.
Поскольку все средства рационального и эмоционального воздействия в концертно-зрелищных программ тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, методическая деятельность осуществляется по определенным закономерностям.
Высокохудожественные концертно-зрелищные программы, их эмоционально-выразительная форма вызывают у воспринимающего субъекта - объекта состояние "сотворчества". Здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство. В сознании человека складывается целостный образ, что и является следствием эмоционального воздействия на него концертно-зрелищной программы как механизма глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры. В ходе подготовки и проведения концертно-зрелищной программы вырабатывается огромное число устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей, выполняющих организационные и методические функции. Поэтому организация и методика концертно-зрелищной программы взаимообусловлены самой природой технологического процесса, который опирается на две сферы общественного сознания: обыденную и научную. В обыденном сознании людьми осмысливается их собственный опыт, повседневные заботы, жизненные факты.
Помимо наиболее распространенной сферы обыденного сознания существует и сфера научного. Как активное существо, которое открывает бесконечность личности, познает законы развития общества, овладевает ими, создает "вторую природу" и благодаря этому, личность творит самую себя1.
В технологическом процессе концертно-зрелищных программ возрастает значение информации - это содержание мышления, все сведения об окружающем мире, используемые субъектами (организаторами и постановщиками).
На первое место выдвигается не то, что передается в сообщении, не объем (реальная, актуальная информация) содержания, а тот объем, который воспринимается аудиторией, действительно усваивается слушателем или зрителем.
Информация в этом смысле проходит два сложных процесса: организацию и методику концертно-зрелищной программы. Специалистам по подготовке концертно-зрелищных программ необходимо учиться конструировать соответствующие модели действия. На уровне обыденного сознания на субъект концертно-зрелищной программы большое разрушительное воздействие оказывает внешняя среда. Они, начиная планировать одну программу, одновременно занимаются организационными вопросами по подготовке другой, думают о третьей, а жизнь ставит вопрос о проведении четвертой, а на обдумывание и подготовку творческих задумок не остается времени. А технологический процесс в концертно-зрелищной программе развивается по определенным закономерностям. Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и объектов. Нарушение логики и последовательности необходимых действий не только понижает качество воздействия программы, но и постоянно влияет на уровень профессионального мастерства специалистов по подготовке концертно-зрелищных программ.
Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении концертно-зрелищных программ следующие: