Министерство культуры Российской Федерации
Факультет социально-культурной деятельности
ТЕМА «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ»
Содержание
Глава 1. Технологии концертно-зрелищных программ
1.1 Понятие технологии в постановке концертно-зрелищных программ
1.2 Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное
Глава 2. Технологические этапы постановки концертно-зрелищных программ
2.1 Номер – основа технологии постановки концертно-зрелищных программ
2.2 Структурные составляющие постановки зрелищной программы
Заключение
Введение
Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Все чаще приходиться слышать о том, что публика (зритель) начинает равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, общенародным праздникам и т.д.
В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, парады, аэро-шоу, праздники пива, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.
Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание на качество программ, создаваемых современными режиссерами.
Современного зрителя сейчас трудно чем-либо удивить, в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса в представлениях (свет, звук, лазер, пиротехника и т.п. и т.д.), но порой эти достижения используются настолько непродуманно и не к месту, что теряется эффектность действа.
Для этого необходимо обратить внимание на технологию создания концертно-зрелищных программ, использовать опыт прошлых лет, изучать новые возможности и формы воздействия на аудиторию.
Актуальностью темы исследования является необходимость системы технологического процесса в создании концертно-зрелищных программ.
Цель исследования – выявить технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ.
Предмет исследования – технология концертно-зрелищных программ.
Задачи исследования:
определить понятие «технологии концертно-зрелищных программ»;
рассмотреть номер как основу технологического процесса постановки концертно-зрелищной программы;
определить структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы;
выявить различия между особенностями театральной постановки и технологическими особенностями постановки концертно-зрелищных программ.
Методы исследования: анализ литературы, анализ и наблюдение концертно-зрелищных программ, сопоставление теоретических исследований и практических примеров в подготовке концертно-зрелищных программ.
Глава 1. Технологии концертно-зрелищных программ
1.1 Понятие технологии в постановке концертно-зрелищных программ
Ведущие философы нового времени понимали под технологией производственную базу общества в ее непосредственной связи с духовными представлениями и условиями жизни людей: "Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений"1.
Технология (с греч. «techue») – искусство, умение, совокупность приемов и способов получения обработки и переработки сырья.
1. – описание производственных процессов, инструкции их выполнения, технологические правила, требования, карты, графики.
2. – постоянно изменяется и обновляется по мере развития технического прогресса.2 .
Изучение структуры технологии концертно-зрелищных программ, отдельных ее элементов и связей между ними, выявление внутренних противоречий, свойственных объекту и определяющих процесс его развития, предполагает осуществление анализа внешних связей объекта с окружающей его средой.
Технологический процесс концертно-зрелищных программ строится с учетом внешних и внутренних условий поведения личности и регулирующей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами социально-культурной сферы при исследовании воздействия на нее социальной среды, микросферы коллектива, деятельности посредством выделения в самой личности социально значимых свойств. При рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур совокупности социальных функций и социальных ролей, при выделении и изучении ценностной ориентации личности происходит построение программы действия. В этом заключена концепция ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу. При этом необходимо изучение условий и факторов, в которых протекает процесс подготовки концертно-зрелищной программы.
Условия составляют ту среду, обстановку, в которой процесс подготовки концертно-зрелищной программы возникает, существует, развивается. Специалисты в подготовке концертно-зрелищных программ, познав законы функционирования концертно-зрелищных программ, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия.
Важным моментом является то, что существует прямая и обратная связь системы подготовки концертно-зрелищных программ. Внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Внешние причины формируются в результате внешних воздействий. Технология концертно-зрелищных программ не может функционировать без наличия социально-педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между концертно-зрелищными программами и условиями, в которых они проводятся.
Сам технологический процесс подготовки концертно-зрелищной программы включает в себя следующие элементы:
- объект деятельности: аудитория, зрители (группы - коллективы людей и отдельные личности);
- субъект деятельности: постановщики, организаторы концертно-зрелищных программ;
- направление концертно-зрелищной программы (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются цель и содержание программы, формы организации аудитории, средства и методы, используемые для осуществления стоящих перед ними задач.
Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, на которых направлено действие концертно-зрелищной программы. Все, чем располагает концертно-зрелищная программа, предназначено для обслуживания аудитории, для удовлетворения ее духовных потребностей. Достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию выражается в:
- осознании потребности, что делает возможным восприятие человеком концертно-зрелищной программы, без чего не может быть условий для формирующего влияния концертно-зрелищной программы на свою аудиторию;
- понимании, что потребности личности являются достаточно подвижными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе политических, экономических, социальных и культурных реформаторских процессов общепризнан;
- принципиальной возможности регулирования "потребностями", а через них - мотивацией участия личности в концертно-зрелищной программе, формами и степенью такого участия.
Следовательно, технология концертно-зрелищных программ, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий постановщиков и организаторов, а с другой, - условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому деятельность субъекта концертно-зрелищной программы регулируется практикой, реальностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотив, цель и условие его деятельности в концертно-зрелищной программе, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено.
В технологии концертно-зрелищных программ субъектно - объектные отношения имеют социально-исторический характер. Отношение человека к окружающей природе всегда опосредованно его отношением к другим людям.
Технология концертно-зрелищных программ выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и, прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горький отмечал, что "росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры"1.
В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта концертно-зрелищных программ опирается прежде всего на положительные стороны последнего, которые активизируют способности личности, формируют социально значимые потребности, установки и ценностные ориентации.
Деятельность субъекта опирается на те или иные психические процессы и регулируется ими.
Точное знание психологической установки личности особенно актуально. Такая установка является одновременно и потребностью и мотивом личности для участия в концертно-зрелищной программе, которая в ситуации массового действия может стать не только зрителем, но и участником события.
Поскольку личность является объектом технологии концертно-зрелищной программы, она (программа) в свою очередь, есть средство и результат развития личности, при котором возникает понятие целостности технологического процесса.