Русское коклюшечное кружево
(реферативная часть)
Паринцева Т.О.
ГОУ СОШ №121, г. Москвы
naav@yandex.ru
Вводная часть
Исследование направлено на развитие знаний о русском народном творчестве – кружевоплетении. Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. Здесь мы попытались рассмотреть и попытаться освоить основные приемы кружевоплетения.
Актуальность. Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!
Цель – знакомство с кружевом – предметом русского народного творчества. Освоение техники коклюшечного кружевоплетения.
Задачи:
1. ознакомиться с одним из видов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;
2. выявить особенности русского коклюшечного кружева;
3. освоить приемы кружевоплетения;
4. изготовить образцы кружевных изделий;
5. ознакомить с результатами других школьников.
Методы исследований:
1. информационно-аналитический (знакомство с историей кружева (теоретическая часть, обработка собранной информации);
2. технологический (изготовление материалов и инструментов, осваивание основных приемов кружевоплетения, плетение образцов кружев);
3. экскурсионный (экскурсии на выставки русского народного творчества).
Материалы:
1. барабан;
2. коклюшки;
3. сколок;
4. нитки мулине или шерстяные;
5. английские булавки.
План работы:
1. Этап планирования работы над проектом:
· формулирование темы проекта;
· целеполагание и формулирование задач;
· ознакомление с методами проведения исследований;
· выбор объекта исследований, средств и этапов деятельности.
2. Аналитический этап:
· обработка информации из Интернета, литературных источников, отбор материала по теме;
· экскурсии на выставки, в музеи;
· анализ и интерпретация полученных данных.
3. Практическая часть:
· освоение приемов кружевоплетения;
· изготовление образцов кружев.
4. Этап обобщения информации:
· обработка собранного материала, формулировка выводов;
· оформление результатов: подготовка постера, презентации, оформление коллекции изготовленных образцов кружев.
5. Этап презентации полученных результатов:
· построение устного доклада (сообщения о проделанной работе), выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
· выступление в классе, школе, на конференциях, участие в фестивале проектно-исследовательской деятельности.
Результаты:
1. Подготовлена презентация работы (видео, постер).
2. Результаты проведенных исследований представлены на городском конкурсе «Родная Земля», районном туре «Ярмарка идей на Юго-западе», школьной конференции, педсовете, а также на Дне открытых дверей в школе.
3. Образцы изготовленных кружев представлены на выставке в школе.
4. С учащимися школы проведено занятие «Изготовление кружевных фенечек».
Продолжение работы:
1. Продолжить распространение полученной информации: выступления с докладами на конференциях.
2. Подготовить образцы кружев разных губерний.
Виды кружев
Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления – коклюшки.
История кружевоплетения
На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.
С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.
В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.
В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Еще одной особенностью кружева является его символика. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.
Материалы и инструменты
Валик. Для изготовления валика приготовьте кусочек ткани 70´50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок (веревку) и с одной стороны затяните его до упора. Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и набивайте опилками, до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено проложите второй круг такого же диаметра, как первый. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите ее булавками. Это ткань предохраняет валик от загрязнения. Сшейте и верхние наволочки – их придется чаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты.
Валик кладется на деревянную подставку высотой около 75 см. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой.
Подставка для валика. Можно подобрать картонную коробку подходящего размера, чтобы валик входил в нее туго и не крутился.
Коклюшки. Коклюшки – это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка, на шейку коклюшки наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Длина коклюшки – 170 мм, шейки – 40 мм, диаметр коклюшки – 10 мм, шейки – 5–6 мм.
Сколок (схема). Кружево плетут по определенному картонному шаблону, который называется сколок. На бумагу в клетку наносится рисунок. Цветными фломастерами отмечают направление ходовой нити. Бумагу наклеивают на картон. Основа рисунка – точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок. Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные.
Булавки. Для плетения кружев используют булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики).
Нити. Для плетения кружев можно использовать мягкие хлопчатобумажные нити: ирис, штапельные нити, мулине. Учиться плести кружево желательно белыми хлопчатобумажными нитями № 10. до 80, в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают на две коклюшки – сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки.
Основные приемы кружевоплетения
Плетешок – это туго сплетенный двумя парами коклюшек шнурок. Он является одним из основных приемов в кружевоплетении, плетется плетешок только двумя парами коклюшек. Техника состоит в многократном повторении двух приемов: поменяли, перевили. Обе пары по одному разу надо перевить и сплести, т.е. средние пары поменять местами, еще раз сделать по одному перевиву и опять средние пары поменять местами. Развести пары – одну вправо, другую влево, поставить булавку и т.д. (см. рисунок)
Плетешок выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.
Полотнянка – плотное переплетение нитей, идущих строго перпендикулярно друг другу. Полотнянка по структуре схожа с тканью полотняного переплетения. Её плетут несколькими парами долевых коклюшек. Полотнянка имеет основу и уток.