В указателе два раздела. Первый раздел включает в себя произведения научного типа. Внутри раздела библиографические записи разбиты на тематические рубрики; внутри них документы располагаются в хронологическом порядке (по мере выхода в свет указанных произведений), что обусловлено научным характером данного раздела: хронологический порядок позволит читателям видеть развитие научной мысли. Второй раздел содержит литературу научно-популярного характера; библиографические записи в нем приводятся также в хронологическом порядке, чтобы не нарушать единообразие указателя, однако не распределены на тематические рубрики: в этом нет смысла в связи с небольшим объемом литературного массива.
Разделение материала на издания научного и научно-популярного типа проводилось на основании определений, данных в «Справочнике библиографа»[18].
В указатель вошли практические все произведения научного характера, вышедшие за указанный период на русском языке, однако издания научно-популярного типа не представлены в указателе в полном объеме, так как настоящий указатель в большей степени ориентирован на специалистов, и составители сочли возможным не включать максимально полно издания этого типа.
В указателе отражаются как отдельно изданные произведения, так и статьи из периодических и продолжающихся изданий.
Настоящий указатель предназначен для специалистов в области музыкального искусства, а также непрофессионалов – любителей музыки. Но при кажущемся довольно широким читательском адресе круг читателей указателя ограничен по двум причинам. Объективной причиной является тот факт, что литература, содержащая исследования по теории музыки, анализ музыкальных произведений как художественного явления во взаимосвязи с прочими видами искусства, с религией, интересна узкому кругу специалистов (это искусствоведы, музыканты-профессионалы, теоретики музыки, преподаватели высших музыкальных учебных заведений, аспиранты, студенты) и уже в определенной степени подготовленному читателю-неспециалисту, имеющему знания по теории музыки. Субъективной же причиной выступает тот факт, что творчество А.Г. Шнитке остается многими непонятым; в то же время у этого композитора есть и истинные ценители, любители и исследователи (подтверждением этому служит наличие сообществ, сайтов, посвященных творчеству и жизни композитора).
Для составления указателя использовалось издание Музыка: библиогр. информация / РГБ; Науч. муз. библ-ка им. С.И. Танеева Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – 1973 - . – М., 2010 - . – 6 раз в год. Были просмотрены все выпуски, начиная с 2001 года и заканчивая 2009. В указатель включены также некоторые издания, найденные на сайтах, посвященных Шнитке, не отраженные, однако, в библиографическом пособии «Музыка: библиогр. информация».
Представленные в указателе документы не были просмотрены нами devisu, поскольку у нас нет оснований не доверять компетентности составителей библиографического пособия «Музыка...».
Библиографические описания, приведенные в указателе, составлены по стандарту ГОСТ 7.1-2003; аннотации преимущественно носят справочный характер, перенесены из пособия «Музыка...», даны не ко всем изданиям, так как в некоторых случаях заглавие публикации и так очень конкретно.
Нумерация библиографических записей в указателе сплошная.
Указатель снабжен справочным аппаратом, представленным оглавлением, именным указателем авторов, а также списком периодических изданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.
Содержание
Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке
1.1 . Теория музыки по произведениям композитора
1.2 . Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством А. Шнитке
1.3 . Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории творчества композитора
Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке
Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке.
1.1 Теория музыки по произведениям композитора.
2000
1. Вартанова Е. К вопросу о феномелогии музыкального мышления А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 3-12. – ISBN 5-292-025536-4.
2. Вартанова Е. Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова: теорет. и истор. Музыкознание и исполнительство. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 1. – С. 8-10. – ISBN 5-292-025536-4.
3. Васильева Н. В. Хоровое творчество А.Г. Шнитке: проблемы фактуры: автореф дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петерб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПБ., 2000. – 24 с.
4. Ивашкин А. Глубина бархата // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 12-19. – ISBN 5-292-025536-4.
5. Казурова А. А. Шнитке: композиция, драматургия, музыкальный язык // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 129-144. – ISBN 5-292-025536-4.
Анализ особенностей стиля А. Шнитке и восприятие его музыки современниками.
6. Кивалова Л. Тонально-ладовые аллюзии в гармонии А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 38-50. – ISBN 5-292-025536-4.
2001
7. Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». – М., 2001. - Вып. 2. – С. 100-110. – ISBN 5-93532-006-1.
8. Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых пластов, скрытых смыслов муз. произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 82-100. - ISBN 5-93532-006-1.
9. Томина М. Четвертая симфония А. Шнитке: особенности драматургии и стиля // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 150-165. - ISBN 5-93532-006-1.
10. Эфендиева Р. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979): К вопросу интерпретации // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 144-152. – ISBN 5-292-025536-4.
2002
11. Акишина Е. М. Символическая сторона музыки А. Шнитке // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1-й Рос. науч.-практ. конф. 4-5 дек. 2002 г., Москва / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; отв. ред. и сост. В.Н. Иолопова. – М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 102-114. – ISBN 5-93716011-8.
12. Волохова И. О смысловых ракурсах антисимметрии в кантате А. Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: мужвуз. сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-творч. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. Консерватория. – Саратов, 2002. – С. 31-33. – ISBN 5-94841-005-6.
Особенности «парадоксальной логики» А. Шнитке в сюжетно-композиционной структуре кантаты.
13. Кривошеева И.В. Звуковой образ современности в Первой симфонии А. Шнитке: к проблеме «Человек и мир» на пороге 3-го тысячелетия // Человек в культуре России: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. ин-т культурологи; ред. Баранов А.А., Винокуров В.И. – Ульяновск, 2002. – С. 44-46. – ISBN 5-7432-0364-4.
14. Криполова В.А. Три стороны музыкального содержания в Концерте для хора А. Шнитке // Взгляд в XX век: из прошлого: Из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. науч.-практ. конф.( Кемерово, 25-28 марта 2002 г.) // Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, Кемер. муз. училище; ред.-сост. Щитова Л.Л. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 61-65. – ISBN 5-202-00583-0.
Символика стиля, жанра, словесной программы и воплощение ее музыкально-риторической фигуры.
2003
15. Акишина Е.М. Семантические аспекты творчества А. Шнитке: автореф. дис . … . канд. искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М., 2003. – 38 с.
16. Аникина Е. О специфике эмоционального содержания в музыке А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 162-173. – ISBN 5-85285-5745-9.
Выявление специфики эмоционального плана в музыкальном содержании произведений А. Шнитке. Религиозные эмоции как выражение сакрального начала.
17. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке – творец и философ // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.126-148. – ISBN 5-85285-5745-9.
Опыт интерпретаций Концерта для фортепиано и струнного оркестра А. Шнитке.
18. Диксон Г. Взаимодействие структуральных концепций в Четвертой симфонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 196-227. – ISBN 5-85285-5745-9.
Программные идеи и структурные модели Четвертой симфонии А. Шнитке: виды и результаты их взаимодействия.
19. Дзют Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа: автореф. дис. …канд. искусствознания/ Моск гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – 19 с.
20. Кюрегян Т. Cantusperpetuus А. Шнитке – «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 118-126. – ISBN 5-85285-5745-9.
Пьеса А. Шнитке «Cantusperpetuus». История создания и анализ музыкальной формы.
21. Николаева Ю. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 51-66. – ISBN 5-85285-5745-9.