IV. Строения для частных лиц
1. Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора
В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.
Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.
О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.
Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.
Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.
Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.
2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)
Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.
Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.
Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.
Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.
Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.
Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.
Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.
2. Дворец Воронцовых – как пример усадебного дворца в панораме города
Вице – канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову в желании пригласить Растрелли для строения нового дома Елизавет отказать не могла. Помнила, как ноябрьской ночью 1741 ехала под его защитой в его санях поднимать преображенцев. И еще был Воронцов сродником. Жена его, Анна Карловна Скавронская, доводилась императрице двоюродной сестрой по материнской линии.
По всем этим причинам весной 1749 года пришлось Франческо Бартоломео Растрелли, среди всех прочих занятий рисовать фасады и планы будущего дворца вице – канцлера, ведавшего иностранными делами империи.
Место для Воронцовского дома выбрали неподалеку от Аничкова, где поселился Алексей Разумовский. Только фасадом новому дому предстояло смотреть к центру города, на Садовую улицу, а к Фонтанке обернуться большим регулярным парком.
От неспокойной улицы дворец отгородился литой чугунной решеткой. Архитектор сам сочинил ее простой и легкий узор. Два длинных низких корпуса, вставшие перпендикулярно к дворцу, торцами к улице, образовали парадный двор. Настоящее усадебное строение.
Решая фасад дворца, архитектор использовал свой традиционный прием – три ризалита. Центральный широкий, в пять окон, лишь чуть выступает вперед. Он на пол этажа выше боковых ризалитов и обильно декорирован сдвоенными колоннами, пилястрами и лепными наличниками больших оконных проемов. Впервые в узор наличников зодчий вводит барельефы мужских голов в шлемах. Позже этот мотив он использует для украшения Зимнего дворца.
Замысловатые, исполненные величавой красоты наличники Растрелли – своеобразная визитная карточка мастера. По ним определяют его творения. Многие пытались ему подражать, но никто не достигал совершенства.
Про усадьбу Воронцова рассказывали в городе с завистью. Каждая дверная ручка, каждый столбик перил лестничных маршей были произведениями искусства. Своей красотой и изыском поражали светильники, шпалеры, мебель. От самого Тьеполо привезли из Италии плафоны для парадного зала. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими. Но еще с большим удовольствием шептались о неслыханных тратах и долгах вице-канцлера. Охотно повторяли фразу Воронцова: «Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал»(9)135. Можно представить, как Растрелли, с его итальянским характером раздражали слишком растянувшиеся сроки строительства.
К счастью все имеет свое завершение. Дворец строили почти десять лет. Прожил в нем Воронцов около пяти.
Приход к трону Екатерины II для Воронцова, также как и для Растрелли, был весьма символичен. Определился новый характер времени, непохожий на предыдущий. Очередная эпоха утверждала собственный вкус и требовала нового его выражения. Для Растрелли – это означало закат его карьеры, так как барокко для Екатерины уже не был в моде. Для Воронцова – это так же означало отход от дел.
Бывшего канцлера Воронцова « по нездоровью»(7) сослали в Европу. Вслед за ним потянулись в разные края и другие некогда всемогущие елизаветинские вельможи.
С 1810 года во дворце разместился Пажеский корпус, ныне - Суворовское училище.
Мы немножко проедим вперед, и посмотрим на Большой Гостиный двор, говоря о котором всегда упоминают Растрелли. Там наша экскурсия и подойдет к концу. Это крупнейшее торговое здание города. Занимающее целый квартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длинной более 1 км.
Известно, что растреллиевский проект был необычайно красив, но и необычайно дорог для купцов. Строительство Гостиного двора относится к 1757-1785 годам. Другим архитектором является не без известный Жан – Батист Вален – Деламот, чьих творений в нашем городе тоже очень много.
Но какова же была судьба нашего героя?
28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II, как я уже сказала. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, но остались его великолепные творения, которые нас радуют. Наша экскурсия подошла к концу. За три часа нашей экскурсии мы смогли проследить эволюцию стиля Ф.Б. Растрелли; увидеть дома, где он жил; познакомиться с его великолепными творениями. Хочу поблагодарить Вас за внимание.
Примечания
1- Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 19 с.
2 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 9 с.
3 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 10 с.
4 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 35 с.
5 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -183 с.
6 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 95 с.
7 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 152 с.
Библиография
1) Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г.Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.
2) Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.
3)Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.
4) Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.
5) Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.
6)Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.
7) Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.
8) Мавродин В.В. Основание Петербурга. - Л.: Лениздат, 1978. - 231 с.
9) Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.
10) Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Паритет, 2003. - 480 с.
11) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 697 с.