Министерство образования РФ
УГАХА
Кафедра истории искусств и реставрации
Реферат
по истории искусств
Национальный характер творчества Растрелли
Исполнитель ст. гр.361 Хусанова Е.И.
Руководитель проф. Голобородский М.В.
Екатеринбург 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Творения Растрелли
1.1 Екатерининский дворец
1.2 Смольный монастырь
1.3 Ансамбль Петергофа
1.4 Зимний дворец
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Значение зодчества первой половины XVIII века - прежде всего в успешном освоении проектирования и строительства новых типов зданий, в глубоком внимании к градостроительным вопросам, в упорной работе над новыми архитектурными приемами - лаконичными и рациональными, опирающимися на традиции и в то же время соответствующими многообразию актуальных задач.
Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко, в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции XVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Планы сооружений этого времени отличались относительной простотой и структурной четкостью. Этими же качествами характеризовались, как правило, и архитектурно-пластические решения фасадов и интерьеров. Специфически барочные мотивы распространялись в основном лишь на некоторые детали декоративного порядка (рисунок фронтонов, наличников окон и дверей и проч.). Умеренность и рациональность архитектурных приемов петровского и послепетровского периодов в значительной мере обусловливались необходимостью исходить при постройке зданий из жестких требований экономии.
Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы краткого по времени подъема дворянской монархии определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Они должны были всем своим обликом - размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом - привлекать к себе внимание, резко выделяться среди других построек. В пригородных районах, при дворцах создаются большие парки с геометрической регулярной планировкой и многообразными декоративными сооружениями. Они служат парадным фоном для находившихся в них больших дворцовых зданий.
Эти особенности строительства середины XVIII века получают свое полное выявление в творчестве крупнейшего архитектора того времени Франческо-Бартоломео Растрелли, сына известного скульптора. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом. В своих ранних постройках Растрелли использует те приемы, которые были характерны для строительства начала столетия. В дальнейшем, с середины 1740-х годов, его творчество становится очень своеобразным: расширяются размеры зданий, появляются внутренние парадные дворы, увеличивающие пышность и торжественность въезда во дворец, усиливается рельеф фасадов благодаря широко примененным и в различных ритмах располагаемым колоннам и пилястрам. Вводится интенсивная расцветка зданий, построенная на ярких тонах и позолоте. Для внутренней планировки дворцовых зданий характерен прием анфиладного размещения залов и комнат длинными рядами, с дверями, расположенными по одной оси. Вследствие этого создается иллюзия бесконечной цепи уходящих в глубину помещений. В отделке богато используется деревянная, обычно позолоченная резьба - орнаментация и скульптура, а также зеркала, живописные вставки.
Самыми крупными и характерными постройками Растрелли были три больших комплекса - Екатерининский дворец (1752-1756) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец (1754-1762, ил. 32) и Смольный монастырь (1748-1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.
В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.
Деятельность Растрелли в основном была направлена на создание дворцовых сооружений. Но и в церковном зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В.П. Стасовым в первой трети 19 в. К тому же такая важная часть всего ансамбля, как девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время мы видим здесь и характерные черты архитектуры середины 18 в.: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.
Глава 1. Творения Растрелли
1.1 Екатерининский дворец
Екатерининский дворец - громадное вытянутое здание с анфиладами залов и комнат. Перед дворцом - большой парадный двор и обширный регулярный парк с различными павильонами (из которых хорошо сохранились Эрмитаж и Грот). Дворец был первоначально ярко расцвечен в гамме синего и белого цветов с позолотой скульптурных и орнаментальных частей.
Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.
Как внутри, так и снаружи Екатерининский дворец Растрелли отличался исключительным богатством декоративного оформления, неистощимой выдумкой и разнообразием мотивов. Крыша дворца была позолочена, над балюстрадой, опоясывающей ее, возвышались скульптурные (тоже золоченые) фигуры и декоративные композиции. Фасад был украшен могучими фигурами атлантов и затейливой лепниной, изображающей гирлянды цветов. Белый цвет колонн отчетливо выделялся на фоне голубой окраски стен здания.
Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей
1.2 Смольный монастырь
Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей. Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток – колокольня, собор, восточный корпус – подчеркивает смысловое значение монастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляет собой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися по высоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль – идеал православного зодчества
Вся композиция постройки отличается необыкновенной пластичностью, совершенством пропорций и создает впечатление устремленности ввысь. Вокруг собора расположены четыре церкви, которые организуют общее пространство в форме креста.
Основной массив четырехстолпного храма завершен пятиглавием. К центральной главе с куполом на высоком барабане примыкают по диагонали небольшие угловые главки. Близко продвинутые к центру, они составляют целостную группу богато разработанного верха храма.
Собор отличается разнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшении использована позолоченная лепнина. Колонны и пилястры, охватывающие каждый этаж, сосредоточены на углах ступенчатых ризалитов, которые выступают из основного массива здания. Сочные раскреповки антаблемента подчеркивают пластику храма.
Смольный монастырь, в те годы расположенный еще за пределами города, у излучины Невы, задуман был также с парадным двором, в центре которого находился главный собор, а кругом - жилые корпуса. Въезд должен был подчеркиваться высокой многоярусной башней-колокольней, не осуществленной в натуре, но о замысле ее можно судить по замечательной проектной модели (ныне в музее Академии художеств СССР, Ленинград).
1.3 Ансамбль Петергофа
Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».