В эпоху палеолита появился человек, внешне почти неотличимый от нынешнего. Его мозг увеличился, передняя часть черепа укоротилась и превратилась в лицо, зубы уменьшились, держаться он стал прямее, чем двуногие обезьяны. Обитали люди мелкими группами, поедали съедобные растения и охотились на небольших животных. Постепенно их преимущества расширялись. Они стали лучше, чем обезьяны манипулировать предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы стали точнее и разнообразнее. Во время палеолита человек овладел огнем, научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных – появилась примитивная одежда. В конце периода, около 40 тыс. лет назад, появились украшения из кости и рога. Был изобретен копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, игла, нож и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища – обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материала использовали кости крупных животных (мамонтов). Шили меховую одежду типа комбинезона. Начало палеолита совпадает с появлением на земле древнейших обезьяноподобных людей.
В среднем каменном веке – мезолите – условия существования человека изменились. В связи с тем, что ледник откатился к северу и затопил Европу своими водами, исчезла фауна приледниковой зоны, а это значит, что исчезли стада северных оленей, мамонтов, и соответственно охотничья культура. Повышают свое значение рыболовство и собирательство, земледелие и животноводство, приручение диких животных. Люди еще не вполне оседают на одном месте, но и не уходят так далеко, как раньше. Они собирают водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов. В период мезолита человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры с рукояткой, сани, весло, лодку, лук и стрелы. Этой эпохе принадлежит ряд инноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество из шерсти, конопли, крапивы и льна. Появились кремнедобывающие шахты, что свидетельствует о начале горного дела. Строительным материалом уже стал служить кирпич – сырец, глина для обмазки, дерево. Появились землянки.
В период неолита кремневые изделия достигли совершенства. Изготавливались мелкие и крупные орудия из камня и кости, шлифовальные топоры, долота, тесла, а также мотыги и зернотерки. Особенным достижением этого времени были прекрасно отшлифованные каменные топоры. С их помощью первобытный человек мог быстро срубить дерево, построить жилище, выдолбить лодку. Начали изготавливаться мелкие изделия из самородной меди и других металлов. В это же время были изобретены колеса, паруса, гончарный круг, лошадиная сбруя. Развивается охота на морских выдр, тюленей, даже китов, а в прибрежных лесах охота на горных баранов, коз, оленей. Из шерсти диких баранов и коз ткали плащи – накидки, рубахи. Сражения вели в панцирях из деревянных пластинок деревянных шлемах в форме масок.
Из этих примеров следует, что уже в глубокой древности человек в целях выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животного, приспосабливал последнюю к своим нуждам, желаниям, к возрастающим потребностям. Одновременно с преобразованием первозданной природы развивался процесс культурного развития самого человека, в результате которого его руки оказались способными выполнять более сложные операции, чем передние конечности животного. Хотя глаз человека и уступает по зоркости глазу орла, а его ухо не в состоянии услышать те звуки, которые улавливает слух некоторых животных, тем не менее, человеческое ухо и глаз становятся «умными» органами и начинают по человечески воспринимать мир.
Не последнее место в жизни первобытного человека занимает жилище. Оно защищало от холода, ветра, солнца, служило местом отдыха и восстановление сил. Наиболее ранние жилища – пещеры с выстланным полом (мхом, шкурами, ветками). Затем создаются искусственные жилища, прежде всего там, где отсутствуют естественные укрытия. Позже появляются жилища из настланных бревен, свайные постройки, полуземлянки.
4. Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлении первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.
Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом. Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.
Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.
Уже в глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в кармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуренная сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать в произведениях искусства.
Любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.
В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.
5. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.
Разделяют два типа цивилизации:
- крестьянский, т.е. тот, который основан на возделывании, когда природа и человек сливаются в единое целое. Для этой цивилизации природа выше человека, а человек вживается в природу не нарушая ее естественной гармонии. Сила этой цивилизации в том, что она сохраняет ее первичную среду обитания. Слабость в том, что она не способствует прогрессированию.
- техногенный тип. В таких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности, но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожение первичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации в том, что она способствует прогрессу.
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в разных регионах земли. На ее возникновения повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость развития привела к неравномерности формирования разных народов. Первобытное общество – первая стадия исторического развития человеческого общества.