На раннем этапе формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом.
Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.
Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.
Современный человек появился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины одного племени брали в жены женщин из другого племени. Это изменение было связано с запретом на половые отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. для повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения женщин до «узаконенных» отношений. В это время возникли парные семьи, которые были неустойчивыми и не имели постоянного жилища. А в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельности происходит переход от матриархальных отношений к патриархальным. Начинается переустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества.
Разделения труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике.
Вместе с деятельностью развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда – монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов. Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.
Для развития культуры большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычками стадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством защиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел к цивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя. Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.
Первые цивилизации возникли в V – IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. там тепло, благоприятные природные условия и плодородные земли. Такими являются – древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). В конце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская цивилизация в устье реки Инд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именно эти две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих пор, т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.
6. Заключение
Культура позволяет внести в мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность, вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он ее создал. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально сегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее и прогнозировать будущее.
Современному человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь история человечества в целом может помочь осмыслить то, что происходит сегодня.
Деятельность человека очень разнообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом – цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают культурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь». Суть палки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах может проявиться творческая сторона. Смысл нашей деятельности в том, что мы пытаемся придать культурный смысл окружающим нас вещам.
В современном мире ценно то, что было впервые придумано (новаторство). Повтор и копирование нами уже не цениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового, поэтому каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся за всем новым, что дает нам огромный скачок в развитии. Но даже в настоящее время есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положение ведет к застою.
На мой взгляд, культура – это наша надежда и опора.
7. Список используемой литературы
1. Веремьев А.А. Введение в культурологию – Брянск, 2000.
2. Драч Г.В. Культурология – Ростов – на – Дону, 1996.
3. Драч Г.В. Культурология – Москва, 2003.
4. Малюга Ю.А. Культурология. Учебное пособие для вузов – Москва, 1998.
5. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры – Москва, 2003.
6. Пигалев А.И. Культурология – Волгоград, 1999.
7. Сапрыкина В.А. Введение в культурологию – Москва, 1995.