1. Понятие эстампа
С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт гармонию и красоту. Еще древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками.
В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н.И. Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.
Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики, объеденные общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, невеликий формат делают эстамп современным, легко входным во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки неимоверные теперь без эстампов. Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом неповторимым и своеобразным.
Первоначально эстамп восстал как способ репродуцирования, но в следующем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусства с богатыми традициями.
Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Этот оттиск может быть сделан из дерева, камня, металла, линолеума, другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с нее отпечаток – эстампом.
Ксилография – гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: «Четыре всадника» 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образы смерти» 1524–1525гг.).
Линогравюра – гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум – недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).
Офорт – от французского eau-forte – азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Акватинта – от итальянского aquatinta – метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.
Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.
Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением.
В таком случае эстамп – это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, в литографии или офорте.
Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой–либо формы, независимо от техники исполнения. Иными словами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и даже цинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханические способы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин « гелиогравюра».
В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией и офортом.
Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг, – это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.
Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.
2. ЭСТАМПЫ В БИБЛИОТЕКЕ В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг, привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «на пользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12 папок, 43 связки и 42 свертка».
К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение «привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.
Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:
«…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:
1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных …
2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию…
3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»
Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика.
К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целыми коллекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.
Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.
Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.