У Любанского было много увлечений, он был завзятым любителем нового модного средства передвижения - велосипеда. Летом тропинки Лошицкой усадьбы делались театральными подмостками для зрелищных спектаклей минских велосипедистов, товарищество которых возглавлял сам хозяин пригородной усадьбы.
Любанский обогатил здешний парк. Позже в этом же парке проводились эксперименты по скрещиванию разнообразных древесных растений. Первые саженцы для него специально заказывались из разных стран. Прямо здесь можно увидеть маньчжурский орех, горную и крымскую сосну, сибирскую пихту, магнолию…
В 37 лет пан Любанский женился. Его избранницей стала двадцатилетняя дочь главы мозырьской шляхты Ядвига Киневич. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазки многим видным мужчинам, с ее именем связаны также самые романтичные страницы истории Лошицы.
В 1905 году обаятельная хозяйка усадьбы отмечала свой день рождения. Пан Любанский сделал своей любимой жене королевский подарок - наладил в ее честь шикарный бал, отличивши его театральной инсценировкой. Центральная липовая аллея, что соединяет усадьбу с городской улицей - Игуменским трактом (сегодня улица Маяковского) предстал для экипажей иностранных гостей как настоящая сказка, дорога вдоль которой горят праздничные огни, обнимали горящие смоляные бочки. Вечерний воздух наполняли чудесные мелодии венских вальсов Штрауса,- играла полковая музыка, приглашены оркестры Коломенского и Серпуховского военных полков, расквартированных в Минске. Одним словом все было в лучших традициях устройства балов великосветской знати.
Но назавтра утром именинница, куда то внезапно исчезла. Вскоре две комнатные собачки болонки нашли ее шляпу. Встревоженный недобрым знаком Любанский с прислугой кинулись на поиски. Предчувствие беды не было напрасным. Последним что увидели глаза молодой пани, была зеркальная поверхность Лошы, говорили, что пани Ядвига повстречала красивого молодого человека, который вскружил ей голову. Утопленницу нашли возле островка рядом с тем местом, где, Лоша встречается со Свислочью. То, что тогда случилась в Лошице окутано тайной, которую надежно хранит Лошицкий парк. Неумолимый двигатель времени уменьшает шансы на его разгадку...
Сохранились некоторые фотоснимки пани Ядвиги Любанской. Остались только считанные старожилы деревни Лошица, которые видели пани Ядвигу, забальзамированную в гробу, который находился в усыпальнице Прушинских в Лошице. Говорят, она и там напоминала не покойницу, а скорее спящую вечным сном невесту и густыми косами на плечах.
Оценкой глубокой скорби, было отдано соответствующее распоряжение хозяина Лошицы заложить кирпичами окно комнаты пани Ядвиги, размещенного на первом этаже белого дома. В таком необычном виде оно и сохранилось по сегодняшний день, как щемящее эхо потерянного счастья, и своеобразный памятник нестерпимому человеческому горю. Потом недалеко, по приказу хозяина усадьбы посадили печальную одинокую вербу
Потерявший жену, пан Любанский стал меньше интересоваться делами хозяйства и вскоре уехал: по одной версии – на Кавказ, по другой в Варшаву, где и умер.
Ядвига же, судя по всему, покидать Лошицкие владения не собирается.. о появляющимся в полнолуние белом призраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные. Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйства Евгений Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения реликвии Лошицкого парка – Маньчжурского абрикоса, с10 до11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу, 13,в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошы и Свислочи также с 10 до 11 вечера силуэт белой дамы парил над водой.
В довоенное время Лошицким парком занимались очень мало. Не пережила периода большевистской борьбы с религией католическая каплица, служившая усыпальницей последних владельцев. В 1935 взорвали ненужное строение, а свинцовый гроб с останками Ядвиги Любанской из могильника отправили на переплавку для аккумуляторов машинно-тракторной станции. Останки умершей, равно как и других представителей династии Прушинских, при этом были захоронены неподалеку, а затем разграблены.
В годы оккупации с 1941 по 1944, в Лошицком особняке разместилась резиденция минского областного комиссара В. Фрайтага. Здесь бывал генеральный комиссар Беларуси В. Кубе и его преемник К. фон Готберг. Он любил посещать Лошицу и нередко проводил здесь совещания. Одно из таких совещаний в 1943 году партизанское командование решило использовать для проведения карательной акции, чтобы разом уничтожить всю верхушку немецких оккупационных властей. Однако мину, заложенную в одну из печей, обнаружили, а три женщины из прислуги (мать и дочь Чижевские и Н. Моисеева), которых партизаны выбрали для выполнения диверсии, были схвачены и казнены.*
Местные старожилы вспоминают, как фашисты свозили на машинах в парк по 20-30 человек, преимущественно евреев. Затем раздавались автоматные выстрелы.
С июля по ноябрь 1944 в Лошице размещался штаб партизанского движения Беларуси. Довершили разрушение отступающие немецкие войска в 1944 году, взорвав каплицу вместе со складом боеприпасов, которые не успели вывезти.*
На территории Лошицы сегодня расположена братская могила №1 Ленинского района, воинское захоронение №1158. на памятнике, на верхней плите имена солдат и офицеров, погибших при освобождении Минска. Справа, на стеле, высечены в граните фамилии жителей Лошицы, призванных в армию в 1944 г. И погибших при освобождении Европы. Как рассказывают их родственники, большинство пало при боях при штурме Варшавы и взятии Берлина.
Глава 2
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА «ЛОШИЦКИЙ ПАРК»
Старинные усадьбы занимают особое место в культурно- историческом наследии Беларуси. Это сложные комплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Усадьбы включают жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы, а также малые архитектурные формы.
Как и все старинные усадьбы, Лошицкая, создавалась в соответствии с духом своего времени: центральная планировочная ось в ней проходит через въездною аллею и упирается в усадебный, Белый дом. В усадьбу был еще один въезд со стороны Игуменского тракта, ныне ул. Чижевских, здесь расположены: белая мельница и броварский комплекс.
В XVIII в. на территории Лошицкой усадьбы была построена римско-католическая церковь каплица. Алтарь его был выдержан в стиле позднего белорусского (виленского) барокко, которому присущи красочность и пластичность форм, многоплановая пространственная структура фасадов, богатство света, стройность и легкость, которые придавали здания утонченные пропорции, мудреные сквозные проемы, криволинейные облики башен и фронтонов. Ее вместе с панорамой всей усадьбы запечатлел на своей акварели известный художник Юзеф Пешка. Лошицкая авторитария представляла собой каменное, криволинейное 8-гранной конфигурации здание, законченное шалашеподобным куполом под шатровой крышей. Изюминку интерьеру придавали орган и богато декорированные, испещренные уникальной резьбой алтаря Святой Пани Марии Святого Николая.* Вообще наличие в костеле нескольких дополнительных алтарей, кроме главного, расположенного алтарной части, - это явление распространенное, но то, что это подчеркнуто в название самого католического храма – факт очень нетрадиционный. После присоединения белорусских земель к Российской империи, по Беларуси прокатилась волна восстаний. В настоящее время остатки каплицы сохранились недалеко от главной аллеи.
В XVIII веке также был заложен новый, уникальный парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников.* Планировка парка, заложенного Прушинским, дошла и до наших дней. Украшением этого парка был дом Прушинских. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедических изданиях о Лошицком парке говорится, как о «красивой резиденции». Дом Прушинских, был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы средней руки или фольварка: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованном фундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшим крыльцом без покрытия таким дом простоят без изменений почти 150 лет.
Последняя реконструкции была проведена Любанским. Был специально приглашен архитектор, который нашел довольно нестандартное решение задачи по реконструкции. К деревянному дому XVII века был пристроен новый каменный корпус с четырех скатной крышей, а с тыльной стороны перед новой двухэтажной частью сделали поднятую на высокий цоколь террасу - веранду. В итоге дом получил ассиметричную, но органичную композицию, как будто задуманную с самого начала строительства. Декоративной резьбой украсили изящные столбики перед входом, оконные рамы.
Любанский превратил для своей невесты Ядвиги провинциальный дом в изящную резиденцию в стиле модерн. Дом стал не только удобным, но и красивым – деревянные резные детали придавали ему особую эстетику. Внутренняя отделка соответствовала тогдашним понятия о роскоши: стены облицованы дубовыми панелями, печи и камины выложены удивительного достоинства изразцами, уникальными на сегодняшний день. Любанские выбрали для вестибюля английский стиль, для коридора и лестничного подъема – помпейские росписи. Оформляя библиотеку и столовую, использовали элементы ренессанса, а гостиные были выдержаны в нарядном и затейливом стиле рококо. Не последнюю роль в убранстве покоев сыграли кафельные печи. Их в доме сохранилась целая коллекция, центральное место в ней занимает камин, выполненный в Риге по немецким образцам.* Заботливо были подобраны мебель, картины, библиотека. После перестройки Лошицкая усадьба стала упоминаться в европейских, в частности, в польских альбомах, как одна из самых живописных.