Одновременно с реконструкцией белого дома рядом с ним был построен двухэтажный деревянный флигель (зеленый дом), сделана ограда из кованых прутьев. Не остались без изменений и хозяйственны постройки.
Евстафий Любанский построил в Лошице несколько доходных предприятий: две мельницы, крахмально- паточный цех, винокуренный «бровар», кирпичный заводик(благодаря которому, кстати, обнес обширную территория кирпичной стеной, остатки которой существуют и сегодня).
В 1901 Любанский обратился в Минское губернаторское правление с прошением о строительстве трехэтажной мельницы. Проект, которой разрабатывала техническая контора известной в Беларуси фирмы Якобсона и Лившица, подтвердили, и вскоре на месте старой деревянной мельницы выросла новая каменная (по последнему слову тогдашней техники) трехэтажная новая. Ее живописные развалины можно увидеть и сегодня.
Как говорят в народе: на мельницах черти водятся. Не стала исключением и Лошицкие мельницы. (А их было две). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишь однажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым. На памяти Евгения Терехова, случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, и именно на развалинах мельницы, наберется уже с десяток.
Еще в Лошице обращают на себя внимание въездные ворота и мощные кирпичные пилоны, к которым пристроена в эклектических формах небольшая сторожка. Ворота были построены в конце XIX в., частично разрушены во второй половине XXв., отреставрированы в 1996 г.
Небольшой кирпичный домик, согласно сохранившимся инвентарным книгам, введен в эксплуатацию в 1895 году. Можно предположить, что в нем жил привратник, но достоверно известно, что в этом домике на протяжении более полувека жила семья садовника Василия Семашко. Его дочь – Елена Семашко, известный белорусский селликционер
В процессе реставрации, естественно возник вопрос, как выглядела ограда парка. Но фундаменты под столбы обнаружить не удалось. Как говорят местные старожилы, парк и сад имели только легкие ограждения от скота. В светлое время суток в нем разрешалось играть крестьянским детям, а в воскресенье после обеденной службы в парке гуляли празднично одетые местные жители. Такой образ жизни сформировал соответствующее отношение к панскому имуществу. Во время войн и революций они не подожгли и не разграбили усадьбу, а скорее берегли ее от мародеров.
Комплекс почти целиком сохранил историческую структуру: центральную - усадебно парковую часть с господским домом, флигелем, каплицей и прочими постройками. В 1988 году Лошицкий комплекс получил статус республиканского историко-культурного достояния. Указ об этом был подписан Правительством нашей республики, в частности Советом министров. Наиболее старая из сохранившихся построек - частично уцелевшая каплица 18 века. Внутри усадьбы сохранились лепные потолки, изразцовые печи, стена из красного дерева с потайной дверцей, веранда, откуда открывается вид на реку.
Глава 3
характеристика ландшафта и Биоразнообразия «Лошицкого паркА»
Лошицкий парк интересен не только своим архитектурным обликом, но и поражает воображение биоразнообразием и ландшафтом. Реки, взгорья, болотца – расположились на небольшой площади – всего 100 га.
Река Лошица делит усадьбу на две части — юго-западную, между прудом (пруд уже отсутствует) и Игуменским трактом, где был расположен небольшой регулярный парк, и северо-восточную, располагавшуюся на левом (высоком) берегу Лошицы.
Сегодня, Лошицкий парк, скорее относится к пейзажным, но наличие регулярности прослеживается здесь по линейным посадкам старых лип ХVШ в. Основу его составляют местные породы деревьев: липа, дуб, клен, сосна, в возрасте 100 и более лет. Заложен парк в конце ХVIII в., еще при Прушинских. Много внимания ему уделял и последний владелец Лошицы – Евстафий Любанский, при котором парк частично утрачивает регулярность. На месте боскетов (группа ровно подстриженных в виде стенок деревьев или кустарников) Е. Любанский создает пейзажные композиции.*
Парк создавался по системе взаимосвязанных полян. Все композиции выполнены с большим эстетическим вкусом и, в целом, представляют образец садово-паркового искусства, обладающего сильным эмоциональным воздействием.
Именно Е. Любанским на территории Лошицкой усадьбы был заложен чудесный парк, ценный дендрологическим складом своих насаждений. Учитывая то, что в Лошице сложился своеобразный микроклимат, Е. Любанский, который был одним из активных членов Минского сельскохозяйственного товарищества, предложил создать тут примерно-показательную станцию для научных исследований. Но осуществить эту задумку он не смог, не найдя соратников.
Тем не менее, Лошица помещика пана Любанского стала одним из самых известных и образцовых хозяйств минской губернии. Первые саженцы для него специально заказывались из разных стран благодаря пану Любанскому. По его инициативе в парке насадили немало экзотических растений, и сейчас здесь можно увидеть маньчжурский орех, горную и крымскую сосну, сибирскую пихту, магнолию. Специально для своей жены привез из Японии магнолию кобус, которая расцветает будто бы в день ее рождения.
К старинному парку примыкают сады и питомники с коллекциями плодовых и цветочно-декоративных растений, созданные многолетней работой ученых-селекционеров. В парке проводились уникальные эксперименты по скрещиванию разнообразных древесных растений. С 1922 по 1925 гг. в Лошице была организована исследовательская станция Белорусского государственного садово-огородного института, на базе которой, в 1925 г. по инициативе академика Николай Иванович Вавилова, создано и работало под его руководством – Белорусское отделение Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур. Именно так первоначально назывался институт растениеводства, (создание отделения окончательно утверждено постановлением СНК БССР от 10 октября 1925 г). Академик Н.И.Вавилов одно время работал в Белорусском отделении Всесоюзного института растениеводства в Лошице.
Мало кто знает, что распространенный в Беларуси сорт черной смородины называется «Лошицкий», что эта культура, которую раньше очень трудно было выращивать, стала нетребовательным растением, благодаря усилиям профессора А.Г.Валузнёва, не только создавшего уникальный гибридный фонд, но и сохранившего его во время немецкой оккупации.
Анатолий Григорьевич Валузнев в 1927 г. закончил учебу в Ленинградском сельскохозяйственном институте, на факультете земледелия. С 1929 по 1990 годы работал в Лошице. За это время он вывел 42 сорта ягодных культур. Сады, бывшие питомники и коллекция института, которому долгое время принадлежала Лошица, образуют большой массив насаждений – 35 га. С 1965 года начался постепенный перевод научно-исследовательских лабораторий за границы города, который завершился в середине 90-х годов. Сегодня эта территория принадлежит унитарному предприятию «Минскзеленстрой».
Парк дошёл до нас в том виде, каким он сложился при последнем хозяине, только очень запущенным и кое-где разоренным. Но все-таки это цельный ансамбль, и в этом его уникальность.
Площадь парка — 100 га. Из 64 типов почвы, какие только есть в Беларуси, 32 находятся именно здесь, в Лошице. Окружающий ландшафт необычайно красив. Возвышенности, открывающие взору широкую перспективу - зеленые луга, извилистую речку, обрывы и низины с болотцами, поросшими камышом. Парковой структурой пронизан и объединен одновременно весь комплекс. Головная часть парка — при главном усадебном доме. Она построена на системе четырех взаимосвязанных полян (партер перед зданием, большая верхняя поляна, широкое раскрытие на пойму Свислочи от юго-восточного фасада усадебного дома и нижняя поляна). Композиционный акцент — усадебный дом, прямо или косвенно (визуально) присутствующий во многих перспективах. Главное содержание верхней и нижней полян — солитерные деревья на газоне: роскошные лиственницы, дубы, сосны. В центр усадьбы приводит главная липовая аллея (от ул. Маяковского), возраст насаждений которой — 200–300 лет.
Историки и археологи установили еще одну уникальную особенность парка: около 10 тысяч лет назад здесь проходила граница, на которой остановился последний ледник. Поэтому в этих местах наблюдаются 32 почвенные разновидности и более чем 400 биологических видов (деревьев, кустарников, трав, насекомых, животных и птиц).
Большинство деревьев парка поражают своими параметрами: двух-, трехствольные, в три обхвата и - шире. Попадаются редкие экземпляры: молодой плодоносящий маньчжурский орех посреди пня-великана, дерево, укоренившееся в поваленном стволе. Жизненная сила многих из них просто поражает. Например, на две трети разрушенный пень продолжает питать выросший на оставшейся от него коре ствол огромного дерева. Само место, из которого этот ствол растет, напоминает корни, сползающие по коре вниз. Когда распилили старую липу, поваленную ветром, и подсчитали число колец, оказалось - дереву не менее 240 лет!
На территории парковой зоны произрастают:
· Клен остролистный – величественное, красивое дерево, с колонновидным стволом и широкоцилиндрической или густой, шатровидной кроной.
· Сосна черная – дерево гор. У этого вида обширный первичный ареал: от Марокко до Пиренейских гор, от Альп до Карпат, все горы Средиземноморья и Малой Азии.
· Веймутова сосна, распространена в основном на северо-американском континенте, встречается в умеренной зоне и в тропиках Европы и Азии.
· Лиственница – очень красивое, высокорослое дерево.
· Береза. Группа высоких белоствольных деревьев всегда привлекает внимание. Это березы. Перед вами дерево, высотою до 25-30 метров, со сквозистой и легкой разрастающейся кроной. Ствол стройный, но часто он бывает двойным или даже многоствольным.
· Сирень – большой популярностью пользуется сирень как декоративное растение. Из неё создают аллеи, зеленые изгороди. Её листья задерживают в три раза больше пыли, чем крона тополя, липы, и ряда других деревьев. Свое название этот кустарник получил от греческого слова «сиринкс» - трубка, потому что из его древесины в старину пастухи вырезали трубки для курения и свирели.