<...>
Изменился внешний вид села, изменились и люди. Да, зритель уже не тот, что в 30-х. Для него уже театр не чудо, а необходимость. Но зрительу нас, как и 30 лет назад, удивительный и благодарный....»
По этому рассказу можно изучать и внешний вид села, его жителей, но в нашей теме нас интересует именно творческий путь театрального коллектива. Театр оправдывал свое существование, он действительно нес искусство людям. Создавался театр, близкий зрителям, а не учреждение для богемы.
Важнейший этап именно гастрольной жизни театра - годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945. Уже через две недели после начала войны на призывных пунктах и в местах сбора, в клубах, на воинских площадках зазвучало созданное в театре патриотическое эстрадное обозрение «Победа будет за нами!»
Большая группа актеров выехала на Украинский, Белорусский фронты, и прежде всего на третий Прибалтийский фронт, где на передовой линии в течение полугода давали спектакли и концерты для своих земляков, сибирских войнов.
Тем, кто остался дома, тоже было нелегко. Случалось, что они пешком шли из села в село через всю область. На одной-двух повозках, запряженных лошадьми и волами, ехали декорации. Этих спектаклей ждали люди сибирского тыла.
В послевоенное время у театральной труппы кардинально меняется транспорт (Рылов упоминает, что коллектив теперь передвигался на грузовиках). Также появляется передвижной брезентовый театр «Шапито» на 500 мест (интересно сравнить его с нынешним постоянным залом на 240 мест!), который областной драматический театр раскидывал в самых отдаленных населенных пунктах.
Опять же, театр продолжает нести искусство мировой драматургии в массы. Об этом говорят комментарии к спектаклям рядовых зрителей[4]. Я приведу некоторые из них.
«Дорогие артисты! Я сегодня смотрел ваш спектакль «Зерно риса», он взволновал меня до глубины души».
В. Ткаченко
«Мне очень понравилась пьеса «Королевство кривых зеркал». Я люблю сказки, много их читаю, смотрю в кино или, если можно, - в театре. Приезжайте сюда еще».
Валя Петроченко, 5 класс
«Ваш спектакль очень нам понравился. Просим приезжать чаще».
Воины советской армии
«Пришлось видеть почти все спектакли, с которыми вы выезжаете на гастроли. Вы постоянно меняете свой репертуар. Это похвально! От всей души радуемся вашему молодому составу. Желаем вам дальнейших творческих успехов. Приезжайте. Вы — наши желанные гости».
Группа зрителей. Барабинск
Период передвижной жизни театра — 35 лет до того, как труппа получила собственное здание — характеризуется формированием той «микротехники» актерского исполнительства, общения с залом, о которой в дальнейшем говорит Баландин, и которая создает ту близость даже с самым требовательным зрителем.
1.3 Разбор репертуара
В начале развития театра, в 30-е годы труппа ездила на гастроли с небольшими сценками, миниатюрами, но время менялось. Коллектив стал ставить крупные драматические произведения. Как ни странно, в деревне больше любили костюмные спектакли: Островского, Шиллера, Мольера. Пьесы «про деревню» принимали более холодно. Хотя однажды, приехав в село Довольное именно с таким спектаклем «Поднятая целина», актеры обнаружили вместо деревенских костюмов туалеты к совершенно к другому спектаклю. Тогда труппа отправилась просить у местного населения сапоги, шапки, полушубки, и это спасло спектакль.
Рогачевский исповедовал яркий, радостный, костюмный театр. «Эстрадную программу для детей» он ставил еще в 1936 году в ДК Петухова. До 1938 года в репертуаре его студии - Мольер, Гольдони, Достоевский и опять Мольер. Его любимый образ театра - карнавал. Обязательно приподнятая площадка. Сцена непременно ярко освещена. Ни пристрастиям в искусстве, ни принципам Рогачевский не изменял. К смотру, посвященному юбилею Советского Союза, он ставил «Тартюфа», и потому получил только второе место, а к дню рождения Ленина опять выпускал не что-нибудь - «Аленький цветочек».
Самые яркие спектакли того времени: «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Чужой ребенок» Шваркина, «Мордасовцы» Достоевского. Большой популярностью пользовалось пародийно-эстрадное обозрение «Мьюзик Холл». В военные годы труппа ставила пьесы Арбузова, Симонова.
Глава II. Областной драматический театр на Большевистской
2.1 Новоселье
В I960 году к начальнику Областного управления культуры Николаю Чернову пришла делегация: директор театра Родовский, бывший актер и студиец Рогачевского, заслуженные артисты Филиппова, Фомин — всего человек 6-7. Пришли рассказать о жизни своего театра, найти хоть какое-нибудь здание для работы ранее передвижной труппы. Родилась идея приспособить под базу театра общежитие филармонии, принадлежавшее управлению культуры. Жильцам дать квартиры, а здание гимназии, построенное в 1912 году архитектором Крячковым, реконструировать. Руководство просило помещение хотя бы для репетиций, хранения декораций и документов, но проектировщиков из «Новосибгражданпроекта» посетила неожиданная мысль: построить сцену с небольшим зрительным залом на полторы-две сотни кресел. Тогда в новом помещении можно даже играть спектакли. Около двух лет тянулись согласования. Далее разобрали почти все до фундамента, оставив только четыре стены, в которых предстояло сделать театр. Вспоминают, к стройке как-то подошел старичок. Оказалось, что он возводил эту гимназию в 1912 году и бросил тогда в один из углов фундамента по обычаю монетку на счастье. Хотел теперь ее найти — не удалось. Так и осталась та старинная монетка в фундаменте нового здания. Медленно, шаг за шагом, но здание все-таки было достроено.
«Начало 35-ого юбилейного сезона Областного драматического театра было как никогда тепло встречено общественностью Новосибирска. Этот сезон знаменателен тем, что начался в новом театральном здании. Как известно, до сих пор один из старейших культурных очагов нашего города не имел своего помещения».[5] С 1967 года работникам театра наконец-то было предоставлено оборудованное здание со зрительным залом на 240 мест. Новый театральный сезон открылся пьесой «Щит и меч» по мотивам романа Кожевникова. Актеры играли с большим подьемом. По единодушному мнению большинства присутствующих, первый спектакль прошел успешно.
2.2 Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
Данный период развития творчества театра ознаменован деятельностью таких руководителей как С.С. Иоаниди, В.К. Чернядев, И.Б. Борисов. В историю театра также прочно вошли художник В. Фатеев, композитор Г. Гоберник, заслуженные артисты России В. Николаева, Г. Ильина, Е. Важенин, А. Кругляков, А. Слюсаренко, Е. Калашник.
80-е годы стали времнем открытий и признания творчества театра. В 1983 году за заслуги в области театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основания Новосибирский Областной драматический театр был награжден орденом «Знак почета».
Главный режиссер Изяслав Борисов разрабатывал собственную концепцию по работе с актерами. В интервью «Конфликт режиссера и актера» он описывает подготовку спектаклей сезона 85-ого года с актерами, работавшими тогда в театре.
«Конфликт изначально заложен в логике общения режиссера и актера. Творчество режиссера — волевой процесс. Я вижу целое — концепцию спектакля. Актер — частное: свою роль. Нам надо воссоединиться в работе над спектаклем. А это всегда конфликтный, а значит живой процесс.»
Изяслав Борисов отмечает работу над спектаклем «Вечер» по пьесе Дударева, особенно игру таких артистов как Е. Важенин, Г. Филинкова. «Все действующие лица этой пьесы — глубокие старики, а играют артисты совсем молодые, с минимальным гримом.<...>Актерам предстояло найти внутренний нерв этого произведения, «повернуть зрачки внутрь души» старого человека. В процессе они были не исполнителями режиссерских намерений, а творцами, «фантазерами» собственных ролей».
Также Борисов отметил работу Евгения Калашника, одного из известнейших артистов, когда-либо работавших в Старом доме[6]. Они работали вместе над спектаклем «Судья»[7]. По двум интервью — Борисова и Калашника — видно, что они действительно объединились в своем творчестве. То, что говорит Калашник о работе режиссера с актером — весьма похоже на слова Борисова. А значит, они сумели понять друг друга, а ведь так и должно быть в театральном искусстве.
Объединение всех работников театра для получения результата — пожалуй, также одна из основных черт работы тетра Старый дом.
На пороге 90-х годов формируется современный театр. И немалую роль в этом формировании сыграли названные мною люди.
Глава III. «Старый дом»: современный период
3.1 От кризиса к подъему. 90-е годы
В июне 1992 года презентацией театральной программы «Старый дом» начался новый этап в жизни театра. «Новое имя театра — не дань веяниям времени, стремящегося переименовать все и вся. Это необходимость, перед которой поставила театр новая художественная программа. Программа, которая включает в себя все стороны жизни театра.
<...>
Старый дом — это своего рода мировоззрение, попытка соединить молодой азарт с мудростью старости, озорство и бесшабашность с особой атмосферой тепла и уюта, свойственной только старым, обжитым домам»[8].
В 1992 году в теперь уже «Старый дом» пришел новый режиссер Семен Яковлевич Верхградский. Он также сыграл свою роль в формировании специфики театра: в сохранении той простоты и самобытности, которой театр знаменит до сих пор. По его словам, в 1994 - 1995 годах коллектив театра пережил некоторый творческий кризис, но эта серия неудач в какой-то степени пошла на пользу. В первую очередь, Верхградского поразила реакция публики. Кризис был лишь этапом в развитии, а известно, что после упадка бывает подъем. Верхградский искал, что же все-таки нужно зрителям, которые за годы существования театра сильно изменились и стали гораздо более требовательными. Всвязи с этим поиском он разбирал театральный репертуар тех лет: