«Что означает слово «развлечение», что означает «занятный спектакль»? Тот факт, что по-прежнему сложно попасть на комедию Лобозерова «Семейный портрет с посторонним» режиссера Анатолия Узденского понятен — очень демократичный спектакль, смешной, интересный. <...> А вот того, что большим успехом будет пользоваться спектакль «Пределы» - инсценировка трагических повестей Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», я, честно говоря, не ожидал. Да, замечательная проза, талантливая постановка Вадима Голикова, но бывает, что прекрасный спектакль остается невостребованным: публика не хочет переживать страсти и несчастья с героями. Такой спектакль разве можно назвать в прямом смысле развлечением? Вряд ли. Выходит, публике нравятся не просто «занятные вещицы». Выходит, публику мы часто недооцениваем.
Анализируя зрительский успех, я не могу не сказать о своем спектакле «Судья в ловушке» по фарсу Генри Филдинга. Приятно, конечно, что такой мэтр как профессор Кагарлицкий (специалист по английской драматургии) очень тепло отзывался о нашей работе. Но вот того успеха у публики, на который я рассчитывал, начиная работу (все-таки действительно смешная комедия!), мы не достигли... Почему? Сложно ответить.
Реакцию публики трудно предугадать, но пытаться необходимо».
В те же годы проводилась «образовательная программа театра». Приглашались ведущие специалисты российского театра с курсами лекций. Эта программа была связана с новым «перспективным планом развития» на 10 лет. Также порог театра переступила новый директор Нелли Новицкая. «Почти 8 лет назад я впервые открыла двери Новосибирского областного драматического театра как директор. Помню, с каким волнением я это делала. Ведь не только в Сибири, но и за ее пределами был известен этот необычный и самобытный театр на берегу Оби»[9].
В 1990-е годы театр успешно сотрудничает с зарубежными режиссерами. Среди них — немецкий режиссер Бернд Динтер, шведский - Александр Нордштрем, режиссер Феликс Берман и другие. Уже в 90-х театр активно начинает вывозить свои спектакли за границу: в Германию (1994), Польшу (1996), Швецию (1995), Японию (1999). В ноябре 1997 года в театре состоялась премьера спектакля «Проклятие меча» по повести классика японской литературы Санъютея Энте. Постановкой руководил Верхградский в сотрудничестве с известными японскими театральными художниками братьями Мацусита.
Так выглядел переломный период жизни театра, собственно приведший коллектив к современной работе, которую я уже могу частично оценивать в качестве зрителя.
3.2 «Старый дом» в XXI веке
Современный «Старый дом» отчасти продолжает традиции передвижного театра. По-прежнему гастролируют артисты во многих городах России, неоднократно бывали в Москве и Санкт-Петербурге, выезжали за границу: в Польшу (2002), Украину (2000), Швецию (2000), Японию (2000), Молдавию (2001). Продолжая идеи создателей, театр знакомит своих зрителей с произведениями известнейших русских драматургов Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, М. Горького и других, а также иностранных Ж.-Б. Мольера, Т. Уильямса, Т. Стоппарда.
Нынешний сезон 2007 — 2008 годов носит название сезона международных премьер. Открыт он был 5 октября комедией Алексея Толстого «Касатка»[10]. Накануне открытия директор театра Антонида Гореявчева рассказала о творческих планах на сезон: «Постановку комедии мы приурочили к 125-летию со дня рождения автора. Надеемся, что сюжет об авантюристах, которые скрываются от надоевшей городской жизни в тиши деревенского имения, где их и настигают любовные страсти и неожиданные повороты судьбы, найдет своего зрителя. Спектакль знаменателен для нас еще и тем, что в новых ролях на родную сцену в нем вернулись актеры Андрей Бутрин и Диана Корсс (Корякина). Они исполнят роли молодых влюбленных Ильи Быкова и Маши-касатки. Их дуэт поддержат не менее популярные актеры «Старого дома».
В декабре, в дни Международного Рождественского фестиваля, коллектив театра представил публике премьеру масочной комедии с превращениями по пьесе Карло Гоцци «Ворон», над которой работал режиссер из Тбилиси Андро Енукидзе.
В январе приступил к новой постановке много работавший на сцене театра режиссер Александр Нордштрем, ныне проживающий в Швеции. В содружестве с московской художницей Ириной Долговой он выпустит «Трактирщицу» Карло Гольдони. Премьера сюжета о хитроумной, обворожительной Мирандолине запланирована на 22 февраля 2008 г.
Показателен тот момент, что в театре поставили пьесу Карло Гоцци, а через сравнительно небольшой промежуток времени пьесу Карло Гольдони. При жизни эти драматурги представляли полярно разные направления театрального искусства («Ворон» — комедия дель-арте, театр условностей, а «Трактирщица» — комедия, относящаяся к реалистическому искусству), поэтому их современники, предпочитая произведения одного из них, обычно недолюбливали произведения другого. Но сейчас у нас — зрителей — есть возможность оценить творчество и того, и другого авторов, что делает сезон международных премьер еще более интересным.
В двадцатых числах марта в репертуаре «Старого дома» появится постановка по знаменитому роману Эмиля Золя «Тереза Ракен». Трагическая история о двух любовниках, Терезе и Лоране, совершивших преступление ради своего чувства и понесших наказание за него, в варианте театра будет называться «Жестокая драма в Париже». Она привлекла наше внимание не только захватывающим сюжетом, прекрасными ролями, мастерски написанным текстом, но и новизной этого материала для драматического театра. До настоящего времени на российских сценах не было поставлено ни одного значимого спектакля по этому роману. Постановщиком выступит лауреат Государственной премии Грузии, главный режиссер Тбилисского государственного русского театра им. Грибоедова Автандил Варсимашвили.
Еще одним новым названием для Новосибирска станет спектакль «В маленькой усадьбе» известнейшего польского драматурга Станислава Виткевича. В мае его поставит знаток современной европейской культуры, режиссер из Литвы Линас Зайкаускас.
К закрытию сезона для зрителей мы готовим вдвойне праздничное событие: премьеру неповторимой комедии Николая Эрдмана «Самоубийца» и бенефис одного из самых любимых актеров театра Владимира Казанцева (в том числе и моего любимого актера — прим. автора). Главной ролью в премьере он отметит свой 40-летний юбилей. Постановку осуществит хорошо известный Новосибирску режиссер Сергей Бобровский».
2008 год также должен стать для театра годом сотрудничества со знаменитым польским режиссером Кшиштофом Занусси. Известный прежде всего по своим киноработам, Занусси поставил несколько десятков драматических спектаклей в театрах всего мира. В России это будет вторая его театральная работа. Первый рабочий визит пана Кшиштофа в Новосибирск намечен на март, а премьера поставленного им спектакля состоится осенью.
Конечно, этот современный период развития театра я оцениваю несколько субъективно, так как на некоторых спектаклях, которыми знаменательно это время, я присутствовала, что оставило во мне удивительное неизгладимое впечатление. Я смотрела, не отрываясь, «Простую историю» по пьесе Марины Ладо в постановке Сергея Бобровского, «Тойбеле и ее демон» по Исааку Зингеру в постановке Сергея Каргина. Совершенно поразила меня постановка «Ворона». Когда я направляюсь в «Старый дом», знаю, что выйду не разочарованной. Всегда в зале обращаю внимание на публику. «Простая история» никого не оставляет равнодушным, а, вот например, на «Вороне» в антракте обычно некоторые уже направляются в гардероб. Но уж кто остается до конца, те апплодируют до последнего. Этот спектакль не для всех, а, так сказать, для подготовленного зрителя. Андро Енукидзе говорил: «Карло Гоцци написал: «Я специально придумал глупую историю и хотел, чтобы зрители то смеялись, то плакали». Это принято сегодня называть трагикомедией, но это дель-арте, и я буду руководствоваться законами, по которым дель-арте не может быть трагедией. Все же это не совсем обычная комедия. А зритель, который пришел посмеяться, - посмеется…»
«Старый дом» продолжает свой творческий путь, зарождаются новые традиции: участие в фестивалях, сотрудничество с зарубежными режиссерами.
Заключение
В своей работе я постаралась проследить историю театра «Старый дом» от основания до современности. При этом среди источников я использовала множество интервью и комментариев к спектаклям, сезонам, периодам, так что получилась своеобразная «история театра в лицах».
И работники театра прошлых лет, и современный коллектив — все высказывают свое отношение к театру с большой теплотой. Для актера Евгения Калашника, например, «Старый дом» был единственным театром в жизни, куда он три раза возвращался. И, по его словам, он до сих пор скучает по атмосфере именно «Старого дома». Те мысли, которые рождались у меня во время написания этой работы, пожалуй, лучше всего сформулировать словами нынешних руководителей театра.
«Главная ценность театра «Старый дом» - это его актеры. Здесь рядом с блестящими мастерами старших поколений работает талантливая молодежь. Их настоящее содружество рождает на сцене спектакли, пульсирующие современными ритмами и проблемами на материале и классических пьес, и новой драматургии. Важно, сохраняя богатство таланта труппы, открывать все новые и новые возможности для воплощения самых ярких, неординарных идей». Антонида Гореявчева, директор театра.
«Театр «Старый дом» занят человеком, только человеческой душой. Людей манит в театр, потому что он открывает те уголки души, в которые в жизни чаще всего мы не позволяем себе заглянуть. Вот почему в театре не может быть актеров-марионеток — это должен быть человек, который заходит и сжигает себя, тогда зритель сможет сгореть вместе с ним и возродиться».