МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
Реферат по истории:
«История театра «Старый дом»
Выполнила
учащаяся 11 Е класса Кротова А.А.
Руководитель:
Саламатова Марина Сергеевна
Новосибирск, 2008
План работы
Введение
Глава I. Как все начиналось. Передвижной театр
1.1 Основание театра
1.2 «Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
1.3 Разбор репертуара
Глава II. Областной драматический театр на Большевистской
2.1 Новоселье
2.2 Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
Глава III. «Старый дом»: современный период.
3.1 От кризиса к подьему. 90-е годы
3.2 «Старый дом» в XXI веке
Заключение
Материалы
театр новосибирск областной
Введение
В своей работе я занималась изучением истории одного из старейших театров Новосибирска. Этот театр в свое время существовал как Новосибирский колхозно-совхозный театр, с 4 апреля 1942 года как Областной драматический театр, и в 1992 году ему было дано название, сохранившееся и по сей день — «Старый дом».
Актуальность темы заключается в том, что данный момент в жизни театра является переломным: меняются концепции работы, приглашаются иностранные режиссеры, рассматривается новый репертуар. В этот момент накопилось все то лучшее, что присутствовало в театре все годы его творческой деятельности. Наступил тот момент, когда еще не поздно собрать всю накопленную информацию, и когда уже прошло достаточно много времени со дня основания театра. В этом году грядет очередной юбилей театра — семьдесят пять лет. Уже три четверти века Старый дом «знакомит новосибирцев и жителей области с мировой театральной культурой»[1]. Эта значимая дата делает мою тему еще более актуальной.
Меня заинтересовал этот театр и как зрителя: я смотрела множество спектаклей и ни разу не оставалась разочарованной. Старый дом интересен тем, что актеры всегда будто тесно связаны со зрителями. Далеко не во всех театрах эта связь так велика. Я, как зритель, прихожу в Старый дом, чтобы в каком-то смысле пообщаться с актерами, чтобы самой существовать в спектакле. Очень точно описал это ощущение театровед Л. Баландин: «...у театра малой сцены свое предназначение. Театр, выросший из студии, воспитал актера, способного вести задушевную беседу о проблемах жизни, выработавшего отточенную «микротехнику» исполнительства в условиях театра без рампы». Опыт «Старого Дома», по его мнению, «представляет для практиков и теоретиков театра значительный интерес.» Как мне кажется, с этим мнением сложно не согласиться.
Коснувшись истории театра, я обнаружила, что нет ни одного источника, отображающего всю историю театра целиком, от начала и до настоящего момента. Информация собрана из материалов газет, журналов, мемуарных, документальных источников, буклетов к юбилеям. Поспособствовал созданию этой работы Е.А. Калашник. Его воспоминания позволили мне воссоздать атмосферу работы театра в 80х годах. В интервью главных режиссеров разных лет (И. Борисова, С. Верхградского) можно проследить изменения в концепциях работы над спектаклями. С помощью информации из журналов, таких как «Вечерний Новосибирск», и документальных источников (репертуар, программки к спектаклям) производился разбор репертуара, непосредственно творческой жизни театра. Газетные источники предоставляют самую давнюю информацию (начиная с 1929 года). В различных статьях, интервью, разумеется, информация не может быть полностью объективна: актеры, режиссеры, работники отвечают на вопросы сквозь призму своей привязанности к театру, зрители дают комментарии под впечатлением от спектаклей. Но, как мне кажется, практически полное отсутствие негативной информации о театре — тоже часть специфики именно «Старого Дома». В средствах массовой информации сообщают не о скандалах, интригах и т. п., а о творческих подъемах и кризисах, то есть непосредственно о работе театра.
В истории театра четко можно выделить три периода:
- Период жизни передвижного театра с года создания (1932) по год получения Областным драматическим театром здания на Большевистской (1967);
- Период с 1967 года по год смены названия («Старый дом») и концепции творчества (1992);
- С 1992 года — современный период.
По этим периодам я и рассматриваю историю театра.
Глава I. Как все начиналось. Передвижной театр
1.1 Основание театра
В 1923 году будущий руководитель Новосибирского колхозно-совхозного театра Анисим Рогачевский покинул свой дом в Екатеринославле и отправился в Тифлис поступать в Академию художеств к знаменитому Евгению Лансере[2]. Свои первые спектакли одаренный, смелый, эрудированный молодой человек поставил еще в Тифлисе. В 1928 году он едет в Новосибирск «за романтикой»; в 1932 году в клубе имени Петухова на улице Фабричной при ЦК Союза Мукомольной Промышленности и Элеваторов Востока организует театральную студию. Первые студийцы: А. Мальцев, Н. Филиппова, В. Ковалевский, М. Манюнин, В. Родовский — составят историю театра на несколько десятилетий вперед.
В это время при Сибирском Государственном театре «Красный Факел» организован филиал специально для обслуживания сельскохозяйственных районов края. В руководстве филиала приняла участие вся режиссура театра во главе с заслуженным артистом республики Рудиным. 1 октября 1933 года труппа начинает работу над пьесой «Прорыв в любви»
В 1938 году Анисим Рогачевский отправляется со своим коллективом на гастроли на курорт Карачи, чтобы обеспечить существование своей студии. Именно там 23 июля застала его телеграмма с предложением, а вернее приказом, возглавить работу в колхозно-совхозном театре, взяв с собой всех артистов своей студии. Что случилось с первым составом театра, источники умалчивают. 1937 год ударил по советским театрам и культуре вообще. Известно только, что первые работники колхозно-совхозного театра были объявлены «опасными и вредительскими кадрами». Что удивительно, на смену этим кадрам пришла труппа Анисима Рогачевского, который в члены партии никогда не входил.
В 1939 году Рогачевский был признан победителем областного театрального смотра «за успехи в общественной и политической жизни на селе». Но это была чуть ли не единственная его награда за всю творческую деятельность. Он был независим, и расплатой за независимость было отсутствие чинов, званий, квартиры. От «заслуженного работника культуры» он отказался, «деятеля искусств», равно как и отдельной жилплощади взамен коммуналки, ему никто не предложил. Его трагическая гибель так и осталась неразгаданной. Восьмидесятилетний Рогачевский был убит в поезде неизвестными, когда ехал в Среднюю Азию по просьбе своей бывшей студийки - ставить Мольера.
Стоит также рассказать о братьях Игоре и Николае Рыловых, отдавших театру всю жизнь. Их отец, Евдоким Николаевич Рылов, был начальником железнодорожной ветки «Новосибирск-Болотное». Братья отправились в столицу, легко поступили: Игорь — на художника, а Николай — на актера. Но в 1933 году Евдокима Николаевича увел НКВД, очень скоро его расстреляли, а сыновья отказались письменно отречься от отца. На этом их студенческая жизнь завершилась, и они вернулись в Новосибирск: Игорь поступил в студию Рогачевского театральным художником, Николай - в колхозно-совхозный театр актером. Соответственно, в дальнейшем они стали и работать вместе. И работали так, полностью посвятив себя исключительно театру.
1.2 «Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база для бухгалтерии и хранения реквизита (под названием «база № 1» на Октябрьской, 9 — в здании бывшей церкви). А ведь в то время, с 4 апреля 1942 года театр был уже переименован в Областной драматический театр.
Самый первый источник, повествующий о гастрольной жизни театра — практически художественный рассказ[3] Николая Рылова, который произвел на меня такое сильнейшее впечатление, что я приведу некоторые выдержки из него.
«...Высадились мы на небольшой железнодорожной станции со звучным названием «Славгород». Нас никто не встречал. Расспросив местных жителей, мы отправились в Дом крестьянина, который находился в центре города, в двух километрах от нас. Выйдя из вокзала, мы остановились: слишком неожиданная и волнующая картина открылась. Впереди лежала широкая прямая улица, а по бокам виднелись редкие светлые силуэты домиков, мазанок, уходивших вдаль.<...> В тот год наш самодеятельный коллектив был послан обслуживать на время уборочной отдаленные районы Западно-Сибирского края.
Погрузив свой несложный театральный багаж и личные вещи на огромную арбу, запряженную быками, мы переезжаем от села к селу. Для того, чтобы покрыть расстояние в 20 - 25 км, нужно ехать часов по 7 в день.<...>
Большинство зрителей воспринимало наши выступления как нечто необыкновенное, неожиданное. Они молча смотрели спектакль, по окончании не апплодировали, а подолгу сидели в зале, глядя, как мы собираем декорации. А потом провожали нас удивленными, даже ошеломленными взглядами.
В одном из глухих сел, закончив спектакль, разгримировавшись и собрав декорации, мы пошли на отдых в школу. Когда вышли из большого амбара, где шло представление, нас окружила толпа любопытных крестьян. Среди них выделялся высокий старик, державший за руку мальчишку, видимо, внука. Мальчик внимтельно, робко рассматривал нас, а старик, обращаясь то к одному, то к другому из нас, все твердил: «Спасибо, спасибо...»
<...>
И вот май 1961 года. Театр выезжает в свою традиционную поездку для обслуживания восточных районов области. Едем двумя группами — каждая со своей пьесой. Это уже не эстрадные сценки — их время давно миновало. Везем большую драматургию.