Смекни!
smekni.com

Культурология как наука (стр. 3 из 5)

Культурология и гуманитарные науки

Культурология использует положения и данные истории, археологии, этнографии, религиоведения, педагогики, этики, эстетики, социальной психологии, искусствознания, языкознания и многих других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Обычно указывается, что культурология возникла на пересечении этих научных дисциплин. Вместе с тем подчёркивается, что культурология - не просто свод знаний о культуре, а основа гуманитаризации сознания, картины мира, мировоззрения.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, дли воспитания в себе черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Учение о внутренней структуре культуры

Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно-материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я, присоединяясь к известному культурологу А.Я. Флиеру, исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Флиер А.Я. выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

· хозяйственная культура (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);

· правовая культура (специализированная - право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная - мораль, нравственность, общественное мнение);

· политическая культура (специализированная - государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная - межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

· философская культура (специализированная - труды специалистов-философов; обыденная - здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

· научная культура (специализированная - профессиональная наука; обыденная - повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

· религиозная культура (специализированная - систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная - мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

· художественная культура (специализированная - построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная - бытовое, "саморазвлекательное" искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

· культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

· культура массовой информации (специализированная - профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная - слухи, сплетни и т.п.);

· информационно-кумулятивная культура (специализированная - система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная - предания, верования, легенды и т.п.);

· культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная - система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности; обыденная - система домашнего воспитания, "дворовые" компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

· сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);

· культура физического развития (специализированная - профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная - физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п.);

· культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная - медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная - самолечение, знахарство и пр.);

· культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);

· культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная - система организованного досуга, домов отдыха, "культурного" туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная - неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином "культура".

Культурологические школы

Натуралистическая школа

Ее главная черта - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и "право сильного" на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология - наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию. К натуралистической школе примыкает и так называемая "функциональная теория культуры", созданная Б. Малиновским. Представители натуралистической школы: Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Конрад Лоренц (1903-1989), Н. Тинберген (р. 1907), Карл фон Фришем (1886-1982), Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942).