Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом «Большой Бен» - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в «готическом стиле» созданы по рисункам О. Пьюджина. В 1886-1894 гг. в стиле «Неотюдор» построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время «воссоздавал» А. Сэлвин. В стиле «готического возрождения» работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в сотрудничестве с мастерами фирмы «Гиллоу», мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х гг. появилось название «стиль Риджент стрит» («Regent street style»), ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на этой фешенебельной улице Лондона. Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: «стиль Британской империи», или «британский ампир» («British Empire»).
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
Средневековье длилось в Англии дольше, чем в других европейских странах — готика практически незаметно перетекла в неоготику, как будто все бурные события трёх веков, разделявших эти эпохи в остальной Европе, для англичан особого значения не имели. Это важная особенность английской культуры, к своей «готической составляющей» она будет так или иначе обращаться в течение всего Нового времени. На стиль и качество материального окружения затянувшиеся «тёмные века» оказывали очевидное влияние - обстановка дворцов даже в XVI веке была строга и лаконична, мебели было мало, по средневековой традиции она была проста, массивна и сделана из дуба — так называемый «oak period» (дубовый период) английского мебельного искусства (по сравнению с тем, что производилось в это время в Италии или во Франции, искусством это можно назвать с некоторой натяжкой). Робкое проникновение ренессансных мотивов, названное впоследствии по имени правящей династии «стилем Тюдор», общей картины не меняло. Во второй половине века, в славное время правления Елизаветы I англичане начинают открывать для себя мир — «елизаветинцы», купцы-авантюристы, привозят экзотическую древесину, ткани, восточную мебель, но пока всё это редкости, диковины, а обстановка дворцов и богатых домов представляет собой довольно тяжеловесный вариант европейского маньеризма.
В начале XVII века дубовая мебель всё ещё превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы и шкафы, по виду напоминающие сундуки — это то, что изготовлялось в Англии. И хотя Карл I держал при себе весьма утончённый двор, и привозные вещи, разумеется, присутствовали, как и приезжие мастера, но общий стиль обстановки оставался весьма сдержанным — и это основополагающее своё качество английская мебель сохранит и в последующие века. В полной мере заимствовать пышную барочную стилистику у католических Италии и Франции протестантская Англия не пожелала, устояв перед модой и сохранив оригинальность вкуса (возможно, в ущерб изощрённости и великолепию).
Можно утверждать, что именно на протяжении XVII века формируется уникальная стилистика английской мебели, и решающую роль в этом сыграли три фактора. Во-первых, генетическая память о средневековых традициях, тяга к жёсткой, устойчивой форме, тёмной древесине, но одновременно и ажурности сквозных решёток, повторявших оконные переплёты английской «перпендикулярной готики».
Помимо этого, ещё два внешних фактора — это влияние голландской и китайской мебели. Вероятно даже, источник был один: голландская мебель, представлявшая северный, протестантский вариант барочной стилистики, которая отличалась умеренностью вкуса - прямыми линиями, отсутствием позолоты, открытой фактурой дерева, инкрустациями светлого (привозного) дерева на тёмном фоне. Деловитый и практичный стиль голландской обстановки пришёлся кстати в период пуританской революции и протектората Оливера Кромвеля в 1642 — 1660 годы.
Восточные стилистические мотивы тоже, по-видимому, были усвоены англичанами через голландскую мебель — из неё пришел ставший затем характерным для Англии тип стула с узкой дощечкой в средней части спинки сплэт (splat), заимствованный в свою очередь из мебели династии Мин (с конца XVI и до своего прекращения в первой половине XVII века династия Мин переживала расцвет мебельного искусства, результатом чего стало проникновение в Европу удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же, как и знаменитая изогнутая ножка с утолщением вверху и зажавшей шар птичьей лапой внизу — claw-and-ball feet. Так из соединения вроде бы несоединимого - архаичности местных традиций с экзотичностью заморских веяний — родился специфический английский язык мебели, который всякий раз будет по-своему интерпретировать приходящие с материка стили, сохраняя оригинальность и отчётливость формулировок.
С окончанием гражданской войны и воцарением Карла II в 1660 году пришло оживление культурной жизни, английское общество обретало вкус к веселью, роскоши, развлечениям. Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал модернизации по тем временам уже огромного, но ещё совершенно средневекового города. В мебели на смену дубу приходит орех, начинается the age of walnut, «ореховый период». Становится больше резьбы, появляются сложные техники, такие как фанеровка, - мебель выглядит наряднее. С Востока продолжает приходить мода — на плетённые из тростника спинки, на китайские лаки. А также на чаепития - этот аристократический ритуал имел статус неформального мероприятия, он стал истинно английской традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиход были введены специальные небольшие столы. Подъём мебельного искусства продолжался и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии. По их приглашению в Англию переселялись преследуемые в Европе после отмены Нантского эдикта гугеноты, многие из которых были искусными ремесленниками. К 1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе последних достижений европейской мебельной моды.
Но по-настоящему великий век для английской мебели - XVIII, беспрецедентный по количеству и качеству вещей, а также по богатству декоративных находок. Все влияния усвоены, и из них выкристаллизовалась своя типология мебели, которая уже сама будет оказывать влияние и вызывать подражания в других странах. Начиная с XVIII века, периодизация английской мебели ведётся по её собственным этапам и стилям, и первый из них - «стиль королевы Анны». Изящная сдержанность — вот, пожалуй, его девиз. Анна правила в 1702-1714 годы, для Европы это период позднего барокко; стилистика рококо во Франции ещё даже не родилась, новые сорта древесины в Англию ещё не завозят, мебель продолжают делать из ореха, зато формы её уже найдены и отточены - плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции, минимум резьбы, зато чёткость силуэта. В XVIII веке стили английской мебели легче всего определять по стульям - они становятся самыми многочисленными предметами обстановки, и стилистические признаки в них видны отчётливее всего. «Аннинские» стулья с квадратной рамой сиденья, высокой спинкой, сплэт у которой сплошной, либо совсем ровный - ближе всего к китайским прототипам, либо слегка вырезанный по краям, у ножек-кабриолей изгиб очень плавный, и заканчиваются они простым утолщением, «лапкой» (pad feet). «Кабриолем» обычно называют позднебарочное изобретение — S-образную форму опоры, ставшую характерной чертой рокайльной мебели, но, глядя на по-восточному лаконичный, лёгкий изгиб ножек «аннинской» мебели, приходишь к выводу, что, если даже гнутая ножка была изобретена независимо на Востоке и на Западе, восточный вариант, поддержанный Англией, являлся оригинальной альтернативой вычурным формам «Людовика XV».
Ещё один характерный предмет мебели того периода — шкафы-кабинеты, тип, также пришедший из Голландии, в Англии ставший едва ли не самым нарядным и импозантным предметом интерьера. «Аннинские» кабинеты сверкают великолепием китайских (то есть сделанных под китайские) лаков, особенно эффектны красные - забавные стилизованные изображения растений, пейзажей, фигурок, золотые на ярко-красном фоне - характерная английская «китайщина». Карнизы этих шкафов изображают верхушки пагод, дверцы снаружи часто несут зеркала, а внутри - целые декоративные панно. Техника восточных лаков была очень популярна в Англии на протяжении всей первой трети XVIII века, один из самых известных работавших в ней мастеров — Жиль Гренди (1693-1780), давший своё имя стилю английских лаков. По качеству его работы превосходили голландские и даже экспортировались в Испанию и Португалию.
Около 1725 года происходит событие, принципиальное для дальнейшего развития английской мебели: в Англию, раньше, чем в страны континентальной Европы, из колоний в Вест-Индии большими партиями начинает ввозиться красное дерево. Новый материал открывает большие возможности — эта древесина прочнее, чем привычный орех, богаче по цвету и фактуре. Это означало, что мебель теперь могла быть ещё изящнее и ажурнее, оставаясь крепкой, её не обязательно фанеровать, а достаточно полировать или натирать воском. На смену ореховой приходит «эпоха красного дерева» (mahogany period), относительно королей — это «георгианский период», но, пожалуй, наиболее яркое определение — эпоха Чиппендейла.