Перенасыщенность «историзирующим» декором (но отсутствие позолоты), обивка ярким шёлком или бархатом, тяжеловесная эклектическая пышность — это викторианский вкус в мебели, порождение процветающей империи, тиражируемое каталогами, празднующее триумфы на Всемирных выставках, первая из которых прошла в 1851 году в Лондоне, была названа «Великой» и явила миру воплощение изобилующего товарами капиталистического рая. Но Англия и первой подвергла сомнению эстетические идеалы капитализма.
Альтернативой стала тоже ретроспекция. В 1861 году художник и писатель Уильям Моррис (1834-1896) основал знаменитое художественное объединение «Искусства и ремёсла», переросшее в серьёзное движение.
Основным его принципом было возрождение художественного ремесла в его средневековом понимании, производство вещей вручную небольшими товариществами художников-мастеров с применением старинных методов и использованием истинно английских материалов. Славу ему принесли массивные и эффектные вещи, вдохновлённые французской и английской средневековой мебелью, украшенные железными накладками, расписанные Данте Габриэлем Россетти и другими художниками-прерафаэлитами, входившими в объединение Морриса. Исследовалась не только историческая, но и традиционная, народная мебель, в которой средневековье сохранялось на генетическом уровне. Цель — достижение простоты, удобства и низкой цены (последнее плохо получалось). Фирма «Morris & Co» просуществовала до 1940 года и в общем придерживалась изначальных идеалистических принципов.
Новация поначалу радикальной не выглядела. Архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928), отец стиля «Либерти», английского модерна, автор нового здания Школы искусств в Глазго, в 1900 году создаёт мебель и выставляет её на венском Сецессионе. Она сделана из чернёного дуба. У стульев характерные, хоть и преувеличенные вертикальные пропорции английских стульев начала XVIII века, трапециевидные сиденья, прямые ножки с проногами; у столов и кресел средневековая «рубленая» монументальность. Чёткая линеарность, обобщённый геометризм объёмов вполне в русле и принципов движения «Искусств и ремёсел», и черт венского модерна, и стилистики Райта. Но именно фантастическая точность выведенной в результате формулы обеспечила макинтошевскому стулу такую бешеную популярность в конце XX века — чем дальше он от своей эпохи, тем радикальнее и современнее кажется. Он и итог, и предтеча всего, и квинтэссенция строгого и ясного английского вкуса, и непревзойдённый образец для современного респектабельного минимализма. Двойной временной вектор как сущностное свойство английской традиции.
английский стиль дизайн интерьер мебель