Смекни!
smekni.com

Архитектура эпохи Древнего царства. Египет (стр. 3 из 4)

В заупокойном храме Снофру зодчий впервые применил свободно стоящие столбы, что позволило выявить их конструктивную функцию опор. Весь архитектурный комплекс Дашура свидетельствует о дальнейшем развитии строительной техники сооружения монументальных конструкций из камня. Как мы уже отмечали, некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом скрывалось солнце.


Преемники Снофру выбрали для сооружения своих погребений место современного города Гизе, которое удовлетворяло целому комплексу условий астрономического, геодезического и культового характера, ибо пирамиды считались «домом вечности» и конструкция их должна была отвечать всем требованиям религиозных представлений. Три великие пирамиды в Гизе, фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина), имеют правильную геометрическую форму. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера в основании их лежит квадрат.

Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (ок. 147 м.), определившая пропорциональную соразмерность всего ансамбля гизехских пирамид вместе с прилегающими заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». Гизехские пирамиды имеют аналогичную конструкцию, поэтому рассмотрим лишь одну из них - пирамиду Хеопса. Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. В памятнике продумано всё до мельчайших деталей: от выбора места сооружения до астральной символики, согласно которой гробница вписывалась в орбиту космоса. Вход в пирамиду находился в северной стороне, откуда можно спуститься в подземную камеру, ориентированную по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавших требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего фараона) и строгого конструктивного решения. Основу расчета конструкции пирамид составляли пропорции «золотого сечения», с помощью которых устанавливались основные размеры, включая и углы наклона граней. Внешние размеры пирамиды соответствовали построению внутреннего пространства, представляющего собой сложную систему помещений. Узкая входная галерея спускается наклонно до площадки, откуда расходятся два коридора -один идет в подземную камеру, о которой говорилось выше, другой поднимается на высоту 33 м, разветвляясь на две галереи. Большая галерея длиной в 50 м ведет в погребальную камеру. Стены ее сверху донизу выложены мелкозернистым известняком, уступчатый потолок производит впечатление ложного свода.

Погребальная камера облицована гранитом. Из того же материала сделан и массивный саркофаг, который уже первые исследователи застали пустым. Исчезла не только тяжелая крышка, но и мумия фараона.

В решении внутреннего пространства пирамиды поражают и отдельные хитроумные технические находки, к числу которых следует отнести разгрузочную камеру над погребальным покоем, предназначавшуюся для равномерного распределения давления. Удивление вызывает и техника сооружения пирамиды, сложенной из 2300000 блоков известняка, средним весом до 2,5 т., держащихся силой собственной тяжести без связующего вещества. Время изменило внешний облик пирамид, не сохранилась наружная облицовка граней, придававшая им гладкую поверхность. Только у вершины пирамиды Хефрена можно видеть оставшийся кусок облицовки, выцветшей под палящими лучами солнца.

Всю группу пирамид в Гизе нельзя рассматривать изолированно от всего их архитектурного комплекса. Не только одна колоссальная статуя сфинкса дополняет весь этот комплекс. Большие пирамиды были окружены рядом малых и большим числом мастаб. Мастабы эти, частью раскрытые в раскопках Г. Юнкером, образуют собою тот архитектурный ансамбль, который железнымритмом и строгой геометричностью своего плана вторил конструкциям пирамид . Целый город мастаб возле, например, хеопсовой пирамиды, представляет собою некрополь ближайших родственников фараона, а также земельной знати, на протяжении особенно 5—6-й династий, сооружавшей свои гробницы рядом с фараоновой . Что же касается поминальных храмов, то об этом типе памятников мы имеем представление по дошедшему до нас храму Хефрена, Заложенные в этом памятнике стилистические черты аналогичны с пирамидой того же фараона. Печать той же предельной монументальности лежит и во внутреннем решении храма. Последний состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения и собственно поминального храма. Оба памятника соединял длинный крытый проход. В этих памятниках мы видим следующий план внутреннего решения пространства. За «вестибюлем» идут два зала в форме перевернутой буквы Т. В самом поминальном храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона; за двором пять глубоких камер тоже для скульптур. Фасад и стены зала в этом храме облицованы розовым гранитом; из цельных квадратов великолепно отполированного гранита сделаны и столбы, разбивающие залы на три нефа (вытянутых прямоугольных в плане помещений) . Именно эти четырехгранные мощные столбы (соотношение высоты к ширине столба равняется здесь 4 к 1) и отсутствие рельефов при полной глади стен и придают тот предельный монументальный лаконизм памятнику, который стилистически роднит его с пирамидой. Расположенные перед столбами статуи сидящего на троне фараона в иератической позе фронтально довершали впечатление этого синтетического искусства 4-й династии, где религиозно-магическое познание в период зенита развития централизованной деспотии Древнего царства достигло своего предельного выражения. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Преемники его уже не возводили столь грандиозных сооружений. Третья гизехская пирамида осталась незаконченной и достраивалась сыном Микерина, Шепсескафом, не из камня, а из кирпича. Для своей собственной гробницы Шепсескаф вновь обращается к форме мастабы, которая имела довольно внушительные размеры, превосходя аналогичные сооружения, располагавшиеся вокруг пирамид.

Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (ок. 2500—2300 гг. до н. э.). Они намного уступают по размерам пирамидам царей IV династии, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид ложилось слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ и вызывая недовольство номовой знати. Возможно, что именно этим была вызвана смена династии. Новые фараоны, которые уже в силу обстоятельств своего воцарения были вынуждены считаться с номовой знатью, не могли напрягать все силы страны для сооружения своих гробниц, чем и объясняется снижение размеров и качества кладки последних. Тем большее внимание уделяется теперь оформлению пирамидных храмов. Их стены в значительно большей степени покрываются цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта. Мы видим здесь, как богини кормят его грудью, как он в образе сфинкса топчет врагов, как прибывает из победоносного похода его флот. Размеры пирамидных храмов увеличиваются, их архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры колонны в форме связок нераспустившихся папирусов или бутонов лотосов, пилястры в форме цветов лотоса. Возникает и третий тип египетской колонны- пальмовидный. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий так называемые солнечные храмы. Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа — колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусир-Ра в Абидосе.

Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Архитектура 5-й династии развивается под знаком ослабления монументальности. Столб заменяется колонной. Гладь стены, лаконизм широких плоскостей уступают место живописному рельефу, пирамида значительно уменьшается в размерах (высота пирамиды Саху-Ра в Абисуре не превышает 70м.). План поминальных храмов 5-й династии в общем одинаков с хефреновским памятником. Но самым главным завоеванием этого искусства является появление здесь «растительной» колонны, получившей отсюда свое дальнейшее развитие и удерживающейся затем на всем протяжении развития египетского искусства. Типичным уже для искусства 5-й династии является то, что колонны нескольких видов (ордеров) встречаются иногда в одном и том же памятнике. Так, например, в заупокойном храме Саху-Ра одновременно встречается простая цилиндрическая колонна, пальмовидная и папирусообразная. Все виды растительных колонн (кроме упомянутых, еще лотосообразная) характеризуются для рассматриваемого периода большим изяществом и элегантностью пропорций.