В 1882 году в Елизаветграде Марко Лукич Кропивницкий создал профессиональный украинский театр.
55. Возрождение национальной культурной жизни на Галичине и Буковине в 19 веке
Большое внимание культурно-просветительским вопросам уделяло украинское духовенство, представители которого во главе с каноником Иваном Могильницким основали «Клеракальное общество» в 1813г. с целью перевода, издания и распространения среди верующих религиозной литературы на украинском языке. Активная деятельность этого первого в Галичине культурно-просветительского общества была направлена против экспансии греко-католической церкви, несмотря на сопротивление польского духовенства, имела большое значение для сбережения украинского языка.
Огромную роль в жизни украинцев Галичины играл Львовский университет, при котором действовал Русский институт с трехлетним украиноязычным курсом обучения. Лекции и труды известных ученых: А.Гильтенбрандта, П.Лодия, И.Мартыновича и др. способствовали пробуждению национального самосознания укр. студентов.
В 30-е годы 19в. во Львовской семинарии студенты Маркиян Шашкевич (первый народный поэт Галичины – по М.С.Грушевскому), Иван Вагилевич (этнограф и литератор) и Яков Головацкий (первый патентованный профессор укр. языка во Львовском университете) создали кружок демократической украинской молодежи, который назывался «Руська трийця» (так называли всю группу, куда, кроме трех семинаристов, входили А.Могилецкий, М.Устьянович и др. их ровесники). Своей просветительской деятельностью, кружковцы способствовали пробуждению национального сознания украинцев Галичины, распространению и развитию укр. языка. Находились под влиянием возрождения в 30-е годы украинской литературы в России, польских революционных идей. Писали статьи по истории, собирали украинские песни и думы, печатали их. Когда цензурой была запрещена публикация сборника «Зоря» 1834г. («Рассвет» – рус.), был составлен новый альманах «Русалка Днистрова», вышедший в 1837г. в Пеште (Венгрия), но сразу после выхода тираж был изъят галицкой цензурой и лишь в 1848г. его удалось освободить из под ареста. Это был первый серьезный вызов подневольного укр. народа колониальной политике Австрии. «Русалка Днистрова» посеяла первые зерна украинского национального возрождения в Галичине.
Европейские революции пробудили Галичину. Поляки начали готовить восстание с целью возрождения Польши. Австрийское правительство попыталось, приблизив часть украинской интеллигенции Галичины, использовать её в борьбе с польским рев. движением. Распространяются идеи разделения Галиции на польскую и украинскую части, введение в высшей и начальной школе укр. языка, освобождение украинских крестьян из под власти польских помещиков.
56. Романтизм украинской культуры
Характерной чертой было расхождение между субъективными мечтами художника и объективной реальностью. Социальная суть творчества этого периода обозначалась их отношением к феодально-крепостнической системой и к буржуазным отношениям. Кнаправлению романтизма пренадлежали Шевченко(Причинна, Тополя), представители русской тройцы- Шашкевич, Вагилевич, Головацкий, Кулиш.
60. Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя А. М. Горького. Это воздействие сочеталось с критическим освоением украинского революционно-демократического лит-ого наследия. Советская У. л. крепла и крепнет в тесном сотрудничестве с лит-рой братских народов нашего великого Союза, широко используя в процессе своего развития богатства советского фольклора. Творчество украинских писателей — Т. Шевченко, М. Коцюбинського, Леси Українки, І. Франко, а с другой стороны, русских писателей — А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, — живое общение писателей с А. М. Горьким и участие украинских советских писателей в практике строительства социализма — все это вместе взятое имело большое влияние на процесс становления молодой украинской советской лит-ры, на выработку её языка, жанров и стиля.
Поэтическая деятельность крупнейшего украинского поэта Павло Тычины шла по линии преодоления символистской поэтики. Уже в 1917—1919 Павло Тычина выступил с революционно-реалистическими стихами («Там тополі у полі на волі», «Дума про трьох вітрів», «На майдані коло церкви», «Як упав же він з коня»), к-рые заняли видное место в украинской советской поэзии. Несколько позже [1921] выступил в печати Владимир Сосюра с поэмами («Червона зима») и стихами («Відплата», «До нас», «О недаремно» и др.), написанными в стиле революционного романтизма (сборники «Поэзіі», 1921, и «Червона зима», 1922).
Период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства расширил и углубил процесс роста советской литературы в целом; в это время появился ряд новых поэтов (М. Бажан, П. Усенко, Л. Первомайский), прозаиков (Ю. Яновский, Ю. Смолич, А. Головко, А. Копыленко, П. Панч, А. Любченко, И. Сенченко), продолжал свою работу С. Васильченко, начинал литературную деятельность А. Корнейчук, позднее выдвинувшийся в первые ряды драматургов Союза.
62. Украинский кинематограф
Первые шаги кинематографа в Украине связаны с именами механика – конструктора Тимченка и физика Любимова, которые ещё в 1893 создали аппарат для воссоздания на экране непрерывного движения людей и предметов. Федецкий снимал и демонстрировал хроникальное кино. С 1907 в Украине началось регулярное производство кинофильмов. В этот период создаются хроникально-документальные ленты, экранизируются театральные представления. В них принимают участие известные актеры М. Садовский, М. Заньковецкая, И. Марьяненко.
63. Связь украинского и российского дисиденства
Едина ли история диссидентского движения в СССР? Или же она представляет cобой совокупность историй национальных, религиозных и прочих движений? Это не праздный вопрос, поскольку ответ на него во многом определяет пути изучения истории инакомыслия.
Первый ответ, лежащий на поверхности - да, едина. Во-первых, у многих диссидентов в основе лежало одно и то же чувство - нежелание смириться с насилием и ложью, часто эти люди во многом похожи, хоть и принадлежат к разным национальностям и вероисповеданиям.
Во-вторых, формы диссидентской деятельности были везде одинаковы - распространение самиздата, сбор и распространение информации о репрессиях, петиции в органы власти и международные организации и т.д.
В-третьих, диссидентам противостояли одни и те же структуры - КПСС, КГБ, прокуратура, МВД, суды, деятельность которых была регламентирована по вертикали, и решения часто принимались в Москве на самом верхнем уровне.
66. Национально – культурное возрождение на Украине во 2 половине 80-90 годах 20 столетия
С середины 80х начался новый этап в развитии культуры Украины. Вместе с стратегией обновления начинается новое возрождение духовной жизни, что проявилось в поисках «истин».