После первой русской революции появилась и первая обобщающая работа по истории Белоруссии В.Ю.Ластовского. опубликованная сначала на страницах газеты «Наша нива», а затем изданная в 1910 году в Вильно отдельной книгой. В ней были сформулированы основные положения новой концепции истории Белоруссии, которых придерживалась народническая интеллигенция в конце XIX — начале XX века.
В конце XIX—начале XX веков оживилась выставочная деятельность. В 1899 году в Витебске экспонировались произведения выдающегося русского художника И.Е.Репина, который в это время жил в имении Здравнево около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни Белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899 году. На ней экспонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло Общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно произведения реалистического искусства — живописи, графики и скульптуры.
В Белоруссии в начале XX века работала сравнительно небольшая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окончания Академии искусств в Витебске поселился Ю.М. Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художник стремился правдиво показать жизнь простого народа. рассказать о его радостях и невзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «Часовщик - «В тюрьме», «После забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколько юношей, которые в будущем стали профессиональными художниками.
Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.
Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который жил здесь е конце XIX века.
В области пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи. К.Стабровскяй — у И.Е Репина, С Жуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.
Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописи Фердинанд Рушчиц (1870 -1936 гг.}. уроженец Ошмянского уезда Виленской губернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины с. Земля», и Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве. Кракове
Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снеге», и «Белорусское кладбище». С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.
В книжной графике в это время успешно работали С Богуш-Сестрацевич, К Кастровицкии, А.Каменский. В историческом жанре работал Я. Дроздович. Он создал графическую серию «Древнее строительство в Белоруссии», портреты полоцких князей
В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагая (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность Б Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.
Медленнее живописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько мастеров, среди них известные художники Я. Дроздович и К.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров керамической скульптуры (А.Захаревич, В Костюшко и другие).
Известным успехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.
В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупных предприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славились стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.
В начале XX века произошли некоторые качественные изменения и в области архитектуры. Основными строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире стали использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре господствовала эклектика — использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооружения перегружались декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными с самим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждении. Примером такого «стиля» могут служить дом на углу улиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Витебске и другие.
Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого в Минске (архитектор Г.Гай). В цепом архитектура Белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.
В начале XX века в городах Белоруссии получило распространение кино. В Минске в 1912 году работали уже три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались неозвученные кинокартины.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразительность.