КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX В.
культура книгопечатание живопись скульптура
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах. За короткое время Россия, а вместе с ней и Белоруссия, пережили три революции. На протяжении небольшого отрезка времени (со второй половины 1907 до начала 1910 года) царизму удалось установить режим жестокой политической реакции. Но и в это время революционное движение не прекращалось. Борьба рабочего класса, который шея в авангарде революционной борьбы, оказывала благотворное влияние на другие общественные слои и группы населения. В революционное и общественно-политическое движение втягивались крестьянство, демократическая интеллигенция.
Марксизм, социал-демократия завоевывали сознание рабочего класса и оказывали влияние на передовых представителей других социальных слоев и групп, которые постепенно втягивались в революционную борьбу. В то же время либеральная буржуазия перед угрозой революции все теснее смыкалась с царизмом и открыто поддерживала политику царского правительства.
Революционная борьба рабочего класса и крестьянства, усиление национально-освободительного движения, общий политический подъем создали благоприятные условия для развития белорусской культуры. Под их влиянием у трудящихся возрастало стремление к свободе и равенству, рос интерес к книге, театру, печатному слову на родном языке. Из народа вышли талантливые поэты и писатели этого времени, заложившие прочный фундамент новой белорусской литературы и современного белорусского литературного языка. В ходе революции 1905 — 1907 годов и в первые послереволюционные годы появилась белорусская периодическая печать, белорусские книгоиздательства, первые учебники для школ на родном языке. В это же время сформировалась первая белорусская профессиональная театральная труппа, которая широко пропагандировала белорусские народные песни, танцы, ставила пьесы белорусских авторов. Интенсивно развивались различные жанры устнопоэтического народного творчества. Зародилось и белорусское национальное музыкальное искусство.
Однако развитие белорусской культуры не представляло собой однородного потока. В ней ясно определились два направления: -буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Противоположность между ними наблюдалась во всех областях туры, особенно в художественной литературе и в общественно-политической мысли.
Демократическая культура развивалась под влиянием идей ссоциал-демократии. Представители этого направления отражали широкое движение трудящихся масс, прежде всего, крестьянства против остатков феодализма, социального гнета, за политику национальную свободу.
Поднимающаяся белорусская национальная буржуазия пыталась стать во главе своей нации, но встречала противодействие царизма, проводившего политику великодержавного шовинизма и национального угнетения. Ведя осторожно борьбу с царизмом, белорусская буржуазия и ее идеологи стремились объединить всех белорусов, не взирая на различия социального положения, вокруг вопросов культурного движения, национально обособить белорусский народ и подчинить его своему экономическому и идеологическому господству. Представители буржуазно-либерально го направления враждебно относились к идее интернационального сближения народов, установлению единства и дружбы между ними. Но вопреки их усилиям трудящиеся Белоруссии поддерживали тесный контакт с трудящимися других народов России, а белорусская национальная культура развивалась в тесном контакте с культурой русского, украинского, польского, литовского и других народов Российской империи.
Под влиянием развития капитализма и общественно-политического подъема, начавшегося в начале XX века. б Белоруссии постепенно расширялась система народного образования. С 1900 по 1914 годы количество начальных и средних общеобразовательных школ всех типов выросло с 6297 до 7682. Начальных школ в 1914/1915 учебном году насчитывалось уже 7492, неполных средних — 119, средних — 71. Во всех школах обучались 488,6 тысяч учащихся (в 1900 году — 248 тысяч).
Расширилась сеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для различных отраслей народного хозяйства, медицины и народного образования. Больше всего среди них было учительских семинарии. Помимо четырех семинарии (в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке), открытых еще во второй половине XIX века, в 1909 — 1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. Накануне первой мировой войны в Белоруссии действовало также 5 сельскохозяйственных школ, готовивших агрономов, землемеров, токсаторов со средним образованием. Фельдшеров и акушерок готовили медицинские школы в Могилеве, Гродно и Витебске. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1914 году в средних специальных учебных заведениях Белоруссии обучались 1,4 тысячи учащихся.
В 1910 —1914 годах в Белоруссии были открыты 3 учительских института (в Минске, Витебске и Могилеве), программа обучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях.
Они готовили учителей для начальных школ повышенного типа.
Высших учебных заведении в Белоруссии не было, хотя потребность р высшей школе настоятельно диктовалась развитием экономики и культуры края. Городские думы Минска и Витебска, буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об открытии в этих городах университетов или же технических институтов.
Но царская администрация не спешила удовлетворять их просьбы. В 1913 году министр просвещения черносотенец Л.А. Кассо заявил витебской депутации, что открытие университета в Белоруссии — дело не спешное и не так скоро наступит его очередь. Высшее образование выходцы из Белоруссии получали в Москве. Петербурге и в других научных центрах России.
Методы обучения в школах в начале XX века стали более совершенными. В начальных школах шире стали использоваться объяснительное чтение, наглядные пособия. Лучшие учителя организовывали экскурсии на природу, фабрично-заводские предприятия, к историческим памятникам. Но школьное руководство стремилось всеми силами сохранить старые методы обучения, основанные на заучивании наизусть содержания учебников и учебных пособий Управление Виленского учебного округа в качестве основной задачи школы определяло воспитание учащихся в духе верности православной церкви и преданности царскому самодержавию. Главными предметами во всех типах школ по-прежнему оставались «закон божий», церковно-славянское чтение и церковное пение. На них отводилось около четверти учебного времени.
Расширение сети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования. Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила и территория Белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30 %. Согласно данным Виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучались только 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста. Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысяч детей В 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу. В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качестве учителей местных грамотных подростков (так называемых "директоров»), которые сами недавно окончили народные школы.
Многие школы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Не лучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие из ник не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
И, тем не менее, школа в начале XX века сделала шаг вперед в своем развитии. Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлении народных масс к образованию, повышению их культурного уровня.
Революция 1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовой школьной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования на демократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опеки над школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Эти требования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказы крестьян своим депутатам I и II Государственных дум.
Революционными выступлениями учащихся руководили организации РСДРП. При Минской группе РСДРП существовала ученическая организация. Она распространяла революционную литературу среди учащихся, создавала кружки, организовывала собрания, митинги и забастовки учащихся средних школ Минска. Весной 1905 года в социал-демократических кружках насчитывалось 150 учащихся. Забастовки учащихся старших классов происходили также в Слуцке, Бресте, Витебске, В дни Октябрьской всероссийской политической стачки бастовали почти все средние учебные заведения Белоруссии.
Активное участие в революционной борьбе принимали также многие учителя школ Белоруссии. На съезде группы учителей Минской губернии в июне 1906 года, состоявшемся на родине учителя К.Мицкевича (Я.Коласа) — Николаевщине, было принято решение присоединиться к Всероссийскому учительскому союзу и «стремиться к ниспровержению самодержавия путем непосредственного влияния на крестьян и организации их». Съезд обратился к учителям с призывом «всеми силами содействовать падению самодержавного режима» и привлечь крестьянство «к активному участию в освободительном движении". В мае 1907 года съезд учителей в Вильно постановил создать «Белорусский учительский союз и вести борьбу за перестройку народного образования на демократических началах, за обучение на родном языке в школе.
В начале XX века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения в Белоруссии — библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. Царское правительство рассматривало их как средство идеологического воздействия на народные массы и осуществляло контроль за их деятельностью. Библиотеки первоначально создавались при школах. Они предназначались для народного чтения. К началу первой русской революции библиотеки существовали уже при 782 школах в пяти западных губерниях. Они комплектовались по спискам, утвержденным Министерством народного образования. В списки не включалась политическая литература, художественные произведения революционно-демократических писателей. В них преобладала церковно-религиозная и черносотенная литература, В большинстве библиотек насчитывалось всего по несколько десятков экземпляров книг.