4. Карагалы – Каргалык
5. Татаро- Башмаковка – Кызан
6.Солянка – Сулянке
7. Киленчи – Кил Эче
8. Янго-Аскер – Яна Эскэр
9. Яне Булгар – Ново-Булгары
10. Старокучергановка – Канга
11. Таш Яры – Каменный Яр
12. Яр тубэ авыл – Осыпной Бугор
13. Зензели – Зензел авыл
14. Яксатовские аулия
В каждом селе функционируют музеи об истории татарского народа, сильно развито самодеятельное художственное творчество. Например, в селе Линейное есть ансамбль татарской песни "Авылдашлар", в селе Карагалы – ансамбль "Яз", в селе Татаро-Башмаковка – студия "Мирас".
В городе Астрахань эффективно внедряют этнокультурные традиции среди подрастающего поколения татарская национальная студия "Нур" (руководитель М. И. Яваева), татарское общество "Дуслык" (председатель А. И.Алмаев), Татарский Драматический театр, которому в 1995 году был присвоен статус государственный.
В Республике Татарстан распространение самобытной культуры татарских этнических групп осуществляется посредством различных коллективов. Самодеятельные и профессиональные коллективы республики часто обращаются к образцам фольклора астраханских татар и воплощают их на сцене в виде художественных композиций.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан исполняет танец с пиалами, который был поставлен Д. И, Умеровым еще в 90-е годы. В репертуаре Татарского государственного ансамбля фольклорной музыки так же присутствуют вокально-хореографические композиции на основе материала астраханских татар.
Хореографический коллектив Казанского государственного университета культуры и искусств "Сайдаш" исполняет зажигательный танец наездников, который был поставлен народным артистом РТ Т. М. Латифуллиным в 2009 году.
Все это, безусловно, способствует сохранению и развитию фольклора астраханских татар, как в Астраханской области, так и на их исторической родине – в Татарстане.
Заключение
Делая итог, я хочу сказать, что астраханские татары бережно хранят и передают из поколения в поколение свое самобытное хореографическое искусство. Доказательством этому являются такие обрядовые танцы как "Ак шатыр", "Кияусый"; игровые танцы – "Кичке уен", "Куалашпак", которые дошли до наших дней. Своеобразие танцевальной культуры астраханских татар заключается в органичном сочетании собственно юртовских, кундоровских татар и карагашских нугаев и каждый со своим языковым диалектом и танцевальной лексикой.
Исследование танцевального фольклора астраханских татар показывают, что на протяжении многих веков, бережно передавая из поколения в поколение, народ создавал самобытное хореографическое искусство. До нас дошли обрядовые, свадебные и игровые танцы астраханских татар. Развитие танцевальной культуры было обусловлено особенностями быта, характером производства и природно-географическими условиями. Географическое положение Волжского Понизовья, где проживают астраханские татары, издавна находилось на одной из точек пересечения миграционных путей между Средней Азией и Поволжьем и Кавказом, что создало разноликую полиэтническую среду и привело к взаимодействию культур.
Танцы неразрывно связаны с обычаями и обрядами. Ярким воплощением обрядовой культуры являются свадебные танцы – "Ак шатыр", "Кияусый"; игровые танцы – "Кичке уен", "Куалашпак", а в танцевальном движении "Щугаляп" отражается быт астраханского народа. Тяжелый костюм астраханских татар не позволял скачущих движений, торжественность и степенность органично сочетаются с богатством и роскошью материалов и украшений. Духовная культура астраханских татар насыщена народной мудростью, юмором. Яркий пример тому такмаки, речитативные реплики, подчеркивающие игровой характер танцев. В такмаках прослеживается еще один фактор, показатель индивидуальности духовной культуры астраханских татар, языковой. Не примыкая не к ногайскому, и не к татарскому, он представляет собой смешанный в двуединстве комплекс. В такмаках и названиях танцев используется местный диалект. Многие танцевальные движения, игровые сюжеты в фольклоре астраханских татар имеют аналоги в хореографическом фольклоре других тюрко-язычных народов. Так, астраханские татары считают своими танцами – "Этнэ", привезенный из Атнинского района Республики Татарстан; "Лезгинка" - из Северного Кавказа, "Шарка - Барка" - из Калмыкии. Заимствованные танцы в отличие от местных исполняются с подскоками, в припрыжку, что совершенно не характерно для танцевального фольклора астраханских татар.
Хореография, как и любой другой вид искусства представляет собой сложное сочетание древних архаических форм и более поздних наслоений. Их изучение поможет проследить историю формирования татарского народа. Вышеописанные фольклорные танцы могут быть использованы в балетмейстерских постановках профессиональными и самодеятельными коллективами.
Список использованной литературы
1. Арсланов Л.Ш. "Язык каргашей – ногайцев Астраханской области".-Астрахань, 1991
2. Арсланов Л. Ш. "Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья". Набережные Челны, 1995
3. Бадмаева Т.Б. "Калмыцкие танцы и их терминология" / – Элиста, 1992.
4. Бадмаева Т.Б. "Танцевальный фольклор калмыков". – Элиста, 1982
5. Баязитова Ф.С. "Астраханские татары" / - Казань: "Фикер", 2002.
6. Бикбулатов К. М. "Досвадебные обрядовые танцы". – Казань, 1982
7. Викторин В.М. "Кто мы, Астраханцы? У этнической карты области." // "Астраханские известия". -1994. - №10.
8. Горшков В. Н. "Традиционная танцевальная культура народов Среднего Поволжья". – Казань, 2001
9. Джальмуханбетова Р. "Песни астраханских ногайцев-крагашей". – Астрахань, 1999.
10. Завгарова Ф.Х. "Татарская литература Астраханского региона в историко-культурном контексте XIX – начала XX вв." / - Казань: "Магариф", 2003
11. Исхаков Д. И. "Этнография татарского народа". Казань 2001
12. Каргин А.С. "Народная художественная культура" / - Москва, 1997
13 . Мухамедова Р.Г. "Татарская народная одежда". – Казань, 1997
14. Нагаева Л. И. "Танцы восточных башкир". – Уфа, 1981
15. Справочно- энциклопедическое издание "Тартарика-Этнография", Казань – Москва, 2008
16. Умеров Д. И. "Танцы астраханских татар". Астрахань-Казань, 2003
17. Уразманова Р.К. Праздники и обряды астраханских татар // Астраханские татары. Казань, 1992.
18. Усманова А. Р. "Очерки исследований Астраханского края". – Астрахань, 1997
19. Тагиров Г. Х. "Сто татарских фольклорных танцев". – Казань, 1988
20. Тагиров Г. Х. "Татарские танцы. Гости Казани". – Казань, 1984
21. Ткаченко Т. С. "Народные танцы". – М., 1961
22. "Татарская энциклопедия" том 1, Казань 1999
23. Татищев В.И. "Научное наследство. Записи. Письма"/ В.И.Татищев. - М., 1980.
24. Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX в. – 1980-е годы). М., 1997.
25. Әsterxan – сайт астраханских татар, сайт о истории и жизни татар г. Астрахань и области. www.xacitaxan.narod.ru.