Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Казанский государственный университет культуры и искусств
Традиционная танцевальная культура астраханских татар
Выпускная квалификационная работа
Казань 2010
Оглавление
Введение
Глава I.Историко-этнографические особенности астраханских татар
1.1 История возникновения астраханских татар
1.2 Обряды и обычаи астраханских татар
1.3 Быт и национальные костюмы астраханских татар
1.4 Музыкальная культура астраханских татар
Глава II. Анализ фольклорных и сценически обработанных танцев астраханских татар
2.1 Общий обзор танцевальной культуры астраханских татар
2.2 Паспорт фольклорного танца астраханских татар "Ак Шатыр"
2.3 Паспорт сценически обработанного танца астраханских татар с пиалами
Глава III. Современное состояние традиционной культуры астраханских татар, как этнотерриториальной группы татарской нации
3.1 Актуальность традиционной культуры астраханских татар и формы ее распространения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культурное возрождение, которое переживают в настоящее время народы России выявило существенные проблемы, как в самом процессе, так и в анализе условий самоопределения этнических групп. Право этнических групп на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.
Стабильность и воспроизводство этнических традиций, безусловно, зависят от сохранности традиционных знаний в конкретных локальных группах. Изучение этнокультурных особенностей малых групп дает возможность рассмотреть не только их локальную специфику, но и проследить их развитие в составе этнической группы в целом.
Астраханские татары представляют одну из локальных групп этнотерриториальной группы, входящих в состав татарского этноса. На данный момент они компактно проживают в двух районах Астраханской области, находясь при этом в плотном иноэтничном окружении. Соседями астраханских татар в настоящее время являются представители как русского и казахского народов, так и малочисленных этнических групп (туркмены, калмыки, ногайцы, дагестанцы, армяне, чеченцы, евреи, цыгане и т.д.).
Тема исследовательской работы: "Традиционная танцевальная культура астраханских татар"
Актуальность работы: на сегодняшний день на территории России проживает 5500 астраханских татар (по данным переписи населения 2002 года). Исходя из численности данного этноса видно, что он находится на грани исчезновения. Именно поэтому возникает необходимость изучения астраханских татар как этноса. Еще одним не маловажным аспектом исследования данной проблемы является то, что астраханские татары - это историческая подгруппа татарского этноса.
Данная этническая группа уже привлекала к себе внимание исследователей, этнографов, историков, филологов и фольклористов. Особо выделяются в этом аспекте труды астраханского историка и этнографа В.М. Викторина, С.Т. Рахимова, филологов Л.Ш. Арсланова, Ф.С. Баязитовой, Ф.Х. Завгаровой, музыковедов М.Н. Нигмедзянова, А.Р. Усмановой, Д. И Умеровым. Однако наиболее неисследованной на карте культурогенеза Астраханской области была и остаётся традиционная хореография и, чтобы восполнить этот пробел, в Казани был выпущен сборник "Танцы Астраханских татар". Это результат научно-полевых экспедиций 1995-1998 гг. по сбору песенно-плясового и игрового фольклора астраханских татар. К сожалению, к изучению традиционной культуры астраханских татар и их локальных групп до недавнего времени практически никто из профессиональных этнографов не обращался. Однако, именно пристальное внимание и тщательное изучение особенностей астраханских татар может обогатить знания о традиционной культуре татарского народа в целом.
Цель работы: анализ фольклорного танца астраханских татар
Задачи:
- изучить историю астраханских татар;
- изучить быт и культуру астраханских татар;
- ознакомиться с обрядами и обычаями, национальными костюмами астраханских татар;
- проанализировать танцы астраханских татар;
- создать паспорта фольклорного и сценически обработанного танцев астраханских татар.
- рассмотреть современное состояние традиционной культуры астраханских татар
Объект исследования: быт и аутентичная этническая культура астраханских татар
Предмет исследования: танцевальный фольклор астраханских татар
Методы исследования:
- сравнительно-исторический (при рассмотрении этнокультурных связей астраханских татар с соседними народами, проживающими в Астраханской области)
- комплексный анализ (использование этнографических, исторических, географических, лингвистических, демографических данных);
- структурно-типологический (выявление наиболее характерных черт астраханских татар);
- при изучении фольклорных танцев астраханских татар были использованы видеоматериалы;
- метод интервью и анкетирования.
Глава I. Историко-этнографические особенности астраханских татар
1.1 История возникновения астраханских татар
Астраханские татары, этническая группа татар, живут в основном в Астраханской области. Исследователь Д. И. Исхаков относит их к этнотерриториальной группе татарской этнической общности. (Таблица 1) Численность в Российской Федерации —5 тысяч человек (5500). Делятся на юртовских татар, кундровских татар, карагашей (в прошлом выделяли еще татар трех дворов и емешных татар). Говорят на татарском языке, языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. До 1927 года пользовались письменностью — на основе арабской графики, с 1928 по 1939 — по основе латиницы, затем — кириллицы. Верующие астраханские татары — мусульмане-сунниты. В формировании астраханских татар приняли участие народы, кочевавшие на Нижней Волге. В процессе консолидации астраханских татар определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда.
Влияние на этнокультурное развитие астраханских татар оказали волжско-уральские (в основном казанские) татары, переселявшиеся с 17 века в Астраханскую губернию. В начале 20 века волжско-уральские татары составляли треть всех татар Астраханской губернии. Во второй половине 19 — начале 20 века астраханские татары волжско-уральскими и сибирскими татарами консолидировались в единый татарский этнос, большинство астраханских татар не выделяют себя как особую этническую общность.
Таблица 1.
Татарская этническая общность | ||||||||||||
Этносы | Этнические группы | |||||||||||
Крымские татары (крымская нация) | Татарская нация | Литовские татары | Буджакские татары | |||||||||
Этнотерриториальные группы | ||||||||||||
Волго-уральские татары | Астраханские татары | Сибирские татары | ||||||||||
Субэтносы | Субконфессиональная общность | |||||||||||
Казанские татары | Касимовские татары | Татары-мишари | Кряшены | |||||||||
Центральная, Татаро-башкирская, Юго-восточная, Пермская, Чепецкая, | Белый Аймак, Черный Аймак, Черные Зипуны, Батанская. | Северная, Южная, Лямбирская, Приуральская. | Казанско-татарская, Елабужская, Нагайбакская, Молькеевская, Чистопольская. |
Антропологический облик астраханских татар разнообразен — от северо-европеоидного (западно-финского) до монголоидного, включая промежуточный уральский тип. Истоки их восходят к группе ногайцев золотоордынского происхождения, к периоду возникновения Астраханского ханства. Кочевой образ жизни способствовал взаимовлиянию и взаимообогащению с культурами тех народов, с которыми имелись контакты, т.е. народами Северного Кавказа, Калмыкии, средне-волжскими татарами-переселенцами. В отличие от кундровцев и карагашей, юртовские татары, приняли осёдлый образ жизни на много раньше. Впервые термин "jurt" упомянут в записях путешественника Христофера Берроу в XVI веке в связи с пожаром, возникшим в поселении ногайцев, расположенном неподалёку от Астраханского кремля. Это первое свидетельство об осёдлом образе жизни юртовцев, а кундровцы и карагаши в то время ещё были кочевниками. В 1745 году губернатор и исследователь В.И. Татищев писал: "По взятии Астрахани царь Иван Васильевич повелел оставшихся и ушедших от хана мурз и чёрных татар сесть при Астрахани в службу и сим назвать юртовые". Юртовские татары, кундровцы и карагаши хоть и имеют один корень происхождения, существенно различаются не только по укладу жизни, быту, но и по языковым диалектам и традиционной одежде. "Без нугай татарлар" - "Мы ногайские татары", - говорят они о себе.
1.2 Обычаи и обряды астраханских татар
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили различные состязания (конные скачки, борьба).
Обряд обрезания в мусульманском мире издавна рассматривается как важный признак принадлежности мужчины к исламу. Этим, видимо, обусловлена важная роль этого обряда у юртовских татар Астраханского края как в прошлом, так и в настоящем. Ранее, в конце XIX - первой половине XX в.в., обряд обрезания (тат.-юрт. суннэт) был более архаичен и разнообразен, чем сейчас. Обрезание обычно производили в возрасте от семи дней до семи лет. Необрезанный человек считался "нечистым". Ответственность за совершение обряда лежала на родителях, родственниках и опекунах. К суннэту готовились заранее. За две-три недели до обряда оповещались и приглашались гости: мулла, старейшины села, певцы-хушавазы, музыканты (сазче и кабалче), родственники-мужчины, соседи. Для мальчика шили специальную нарядную одежду из шёлка и бархата. В назначенный день мальчика наряжали, усаживали вместе с другими детьми на украшенную арбу и возили по улицам села, заезжая к родственникам, которые одаривали виновника торжества подарками. Всё это сопровождалось веселыми песнями под музыкальное сопровождение. По возвращении мальчика домой, в отдельной комнате его ожидали мулла, отец, двое незнакомых мужчин и суннэтче-баба - специалист по обрезанию. Мулла читал молитвы из Корана. Затем приступали собственно к обрезанию: мужчины держали мальчика за ноги, а суннэтче быстро обрезал крайнюю плоть, при этом отвлекая ребёнка успокаивающими фразами (напр.: "Сейчас станешь большим парнем!"). Крик ребенка означал благополучный исход обряда. Как сигнал, он тут же подхватывался мальчиками в другой комнате криками "ба-ба-ба" или "ура" и хлопаньем в ладоши, чтобы заглушить плач. После обрезания рану посыпали пеплом и мальчика передавали матери. Приглашенные гости одаривали ребенка подарками: сладостями, детской одеждой и т.п. В специально сшитый мешочек шунтай все присутствующие клали для мальчика деньги. При этом официальная часть обряда заканчивалась, после чего начинался праздник суннэт-туй.