И наконец, дадим характеристику лидеру творческоготипа. Отличительная черта этой группы лидеров – природные или приобретенные творческие умения и навыки, которые заметно выделяют их на фоне других участников хора (Гр. Кононенко, С. Русинов, Л.Аввакумова). На уровне внешней среды лидеры этой группы вместе с народным хором достойно представляют производственный коллектив на различных творческих фестивалях, смотрах, концертах. На уровне хора они могут быть солистами, ведущими партии, авторами песен, стихов, сценариев праздников и мероприятий, проводимых в коллективе и т.д. Такому творческому типу участников художественной самодеятельности свойственна доброта, отзывчивость, многие способны показать свой репертуар в нестандартных ситуациях (заменить основного солиста, выступить перед товарищами в пролете цеха, участвовать в агитационных концертах и т.д.). Для большей самореализации они, как правило, обладая определенным магнетизмом, организовывают вокруг себя малые группы, щедро делясь своими знаниями и умениями. На уровне малой группы проявляются как специальные творческие способности, так и «узкие», характерные только для этой малой группы (коллекционирование чего-либо, совместное музыкальное, поэтическое и литературное творчество).
Лидеры, которых мы выявили в производственном коллективе, в результате нашей работы стали активными помощниками педагога досуговой творческой деятельности и действовали по нашей просьбе на уровне цеха, участка, отдела, бригады, а впоследствии и на уровне многократного личного контакта с отдельными членами производственного коллектива – потенциальными участниками художественной самодеятельности.
Проблему выявления, становления лидеров данных типов мы рассмотрим в нижеследующем параграфе.
Был выявлен стартовый художественно-творческий опыт коллективов художественной самодеятельности отдельных подразделений (заводов ЧМЗ, ЧТЗ, АМЗ. «Оргстекло» и др.). Нам было важно у всех членов коллектива художественной самодеятельности развить черты социально активной личности, к ним мы относим: коммуникацию, консолидацию, адаптацию, принятие решений, управление, соревнование, эмоциональную идентификацию, принятие роли и многое другое. Мы учитывали, что в области досуга личность проявляет себя в творческой деятельности и общении, которые, как и вся художественная самодеятельность, выполняют важные педагогические функции: воспитательную; познавательную; коммуникативную; гедонистическую; креативную.
Наша экспериментальная работа была связана со сбором информации посредством анкетного опроса – членов производственного коллектива: сбором и обработкой информации об участниках клубной художественной самодеятельности (в прошлом, в настоящее время). Результаты нулевого среза показали, что более 20% членов производственного коллектива занимались в клубной художественной самодеятельности. В настоящее время в художественной самодеятельности занимаются 13,5% (табл. 3).
Таблица 3
Результаты нулевого среза участия членов производственного коллектива в художественной самодеятельности
Произ. кол-в | Кол-во чел.в цехе | Ранее заним. в худ. самод. | Занимаются в настоящее время |
Колющенко | 420 | 19 % | 9,5 % |
УРАЛТРАК | 980 | 20,4 % | 13,5 % |
Снижение количества участников художественной самодеятельности связано с социально-экономическими трудностями переживаемом обществом на современном этапе. Не пожелавшие продолжить занятия выступали потенциальными участниками художественной самодеятельности в производственном коллективе, имея для этого необходимые навыки творческой деятельности.
Для изучения интересов и духовных потребностей работников цеха использовались несколько видов анкет (см. приложение). Анализ полученных результатов позволил нам выявить демографическую картину членов производственного коллектива (см. табл. 4).
Таблица 4
Демографические данные членов производственного коллектива
Всего 980 чел. | ||
ПОЛ | ЖЕНСКИЙ 608 чел – 62% | МУЖСКОЙ372 – 38% |
18-25 | 20,3% | 9,8 |
26-40 | 15,7% | 12,4% |
41-50 | 18,2% | 8,6% |
51-60 и старше | 7,8% | 7,2% |
Образование не полное среднее, среднее | 50,8% | 26,9% |
Среднетехническое | 6,1% | 4,3% |
Незаконченное высшее | 1,9% | 4,7% |
Высшее | 3,2% | 2,1% |
Из таблицы 4 следует, что из 980 анкетируемых 62% составили женщины и 38% мужчины. В нашу задачу входило вовлечь в процесс максимальное количество работников цеха и, постепенно сужая спектр вопросов, выяснить, на кого мы можем рассчитывать в организации хора.
Вместе с тем мы выяснили количество членов производственного коллектива занимающихся в последние 10 лет различными видами любительского художественного творчества (см. табл.5).
Таблица 5 Результаты нулевого среза показателей занятиями самодеятельнымтворчеством
Виды искусств | Имеет опыт участия в стабильных самодеятельных коллективах, 200 ч.-20,4% | Желающие продолжить занятия, 79 ч.-8% |
1. Исполнительское занятие (игра на муз.инструмент., сольное, хоровое пение, сочинение песен и т.д.) | 10,4% | 4,8% |
2. Исполнительское занятие классической хореографией, народным танцем, пантомимой и т.д. | 4,3% | 0,5% |
3. Занятие в студии рисования, поделки из дерева и т.д. | 1,2% | 0,9% |
4. Самостоятельное занятие чеканкой, резьбой по металлу | 0,8% | 1% |
5. Театральная самодеятельность, художественное слово, агитбригада | 3,% | 0,3% |
6. Сочинение стихов, выпуск стенгазет | 0,7% | 0,5% |
Из анализа полученных материалов следует, что из числа опрошенных 68% желают продолжить занятия самодеятельным художественным творчеством в области вокально-музыкальных жанров. Для организации творческого объединения – хора русской песни - это обнадеживающий показатель, поэтому мы продолжили точечную агитационную работу с конкретными рабочими и служащими цеха, суть которой заключалась в дополнительной индивидуальной работе в форме бесед, выяснения личностных амбиций, круга друзей, форм взаимодействия и т.д. С этой целью была разработана анкета для выявления творческих запросов 47 человек, ответивших положительно на продолжение занятий в самодеятельности. Она состояла из открытых и закрытых вопросов, анализ которых также дал нам конкретные данные о потенциальных участниках цехового хора. На вопрос «Каким видом деятельности Вы хотели бы заниматься ?» респонденты ответили:
- исполнять сольные произведения - 29,7%
- петь в ансамбле, хоре - 57,4%
- играть на музыкальном инструменте - 12,7%
На вопрос «Почему Вам нравится участие в художественной самодеятельности ?» мы получили следующие данные:
- нравится выступать на сцене 6,3 %
- нравится выступать перед товарищами, родными 8,5 %
- нравится петь в хоре (в ансамбле) 38,2%
- нравится быть солистом 29,7%
- нравится творческая деятельность 17%.
С помощью опроса мы получили достаточно достоверную картину духовных интересов рабочих и служащих производственного коллектива, которая позволяла создать хор русской песни.
Мы учитывали исследования в области философии, социологии, педагогики и психологии (С.С. Ивнин, Б.С. Ерасов, А.Маслоу, В.И. Андреев, Л.И. Новикова и др.) и установили на то, что участие личности в творческой деятельности проявляется:
- не изолированно, а в их целостном единстве, в любом виде человеческой деятельности;
- охватывает все сферы и мотивы (потребность личности);
- в пространстве и времени творческий процесс базируется и всякий раз поднимается на новый уровень функционирования, то есть интенсифицирует процесс «самости», самопознание, творческую самореализацию, что само по себе представляет элементы художественно-эстетических ценностей.
Исходя из этого, к критериям духовного развития, сориентированности на художественно-эстетические ценности участников художественной самодеятельности мы относим:
- участие личности в творческих мероприятиях на уровне предприятия, цеха, отдела, участка, бригады;
- активное участие личности в деятельности постоянно действующего художественно-творческого объединения производственного коллектива;
- отслеживание и корректировка художественно-эстетических потребностей личности методом формирования репертуара творческого объединения, учитывающего интересы и потребности его членов; использование методов сравнительного анализа, репертуарной решетки (матрицы) и цифровых (математических) показателей в изменении художественных потребностей членов хорового коллектива;
- параллельное воздействие на духовную субстанцию личности и ее качественные изменения посредством организации и деятельности музыкального лектория в цеховых комнатах отдыха производственного коллектива;