Смекни!
smekni.com

Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям (стр. 14 из 27)

Март. «Нам песня строить и жить помогает - творчество И. Дунаевского».

Апрель – «Авторская песня». Беседа – лекция прошла как творческая встреча с членами клуба авторской песни «Маримоша» (рук. М. Вейцкин).

Май. «Путешествие по жанрам классической и эстрадной музыки». Занятие было построено в форме викторины. Тот, кто узнавал авторов музыки, жанр, звучание инструментов, получал памятный приз.

Таким образом было проведено 18 занятий музыкального лектория, в котором приняли участие исполнители: преподаватели и студенты ЧГАКИ, артисты филармонии, участники хорового самодеятельного коллектива цеха № 2. Происходило реальное приобщение участников художественной самодеятельности к художественно-эстетическим ценностям. Вместе с тем нам было важно возвысить художественно-эстетические потребности участников хора, развивать их творческие способности. С этой целью мы в программу ввели обучающе-исполнительский раздел.

Обучающе-исполнительский раздел. Приступая к практическому опыту организации творческого объединения и приобщения участников художественной самодеятельности к эстетическим ценностям, мы рассмотрели структуру функционирования самодеятельного творчества на предприятии.

Проведенный нами ретроспективный анализ становления и развития художественной самодеятельности показал, что в условиях производственного коллектива она существует на трех уровнях (производственного коллектива, цеха, бригады), взаимодополняющих друг друга. Наше исследование опиралось на общеметодологические положения в области общей и социальной педагогики и психологии, а также на ряд немногочисленных работ, посвященных культурно-досуговой деятельности самого производственного коллектива.

В плане приобщения всего производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям решались общие задачи эстетического воспитания работников предприятия. С этой целью мы использовали такие формы работы, как проведение лекториев, организация тематических вечеров, культпоходов на концерты и т.д.

В практике производственного коллектива существование художественных самодеятельных объединений носило дискретный характер. В сжатые сроки (1-2 месяца) готовили необходимые концертные программы для очередного смотра самодеятельности. В подобных коллективах ставились другие цели и задачи. Художественно-педагогический и учебный процессы были направлены на разовые выступления и не успевали полностью удовлетворять духовные запросы и потребности членов производственного коллектива.

Специфика функционирования этого уровня самодеятельности проявлялась в разовых отчетных концертных выступлениях, что не позволяло, к сожалению, в сжатые сроки сформировать у ее участников, устойчивых эмоций от репетиционных занятий и следовательно приобщение к художественно-эстетическим ценностям, так как на этом уровне существования художественных творческих объединений, она носит дискретный характер.

Мы установили, что на уровне цеха самым доступным по организации, педагогическому руководству и реализации творческих потребностей является хоровой коллектив. На этом уровне деятельность хора должна быть органично связана с конкретным контингентом цеха и решением некоторых организационно-педагогических вопросов: наличие комнаты отдыха, заинтересованность администрации в создании творческого объединения, стабильное расписание, близость досугового объединения к рабочему месту, реализация проблемы рационального использования свободного времени.

Наша практика показала, что в условиях цеха можно преодолеть дискретность работы творческого коллектива, а, следовательно, и решать проблему приобщения личности к художественно-эстетическим ценностям.

На уровне бригады, участка, как показал ретроспективный анализ, художественная самодеятельность этих неформальных групп носила нестабильный характер. Она стихийно появлялась к праздничным дням или ситуативным датам. При подготовке концертных программ всегда выделялись творческие лидеры: поэты, солисты, сценаристы, музыканты и организаторы этих мероприятий. Достаточно часто концертные номера неформальных групп самодеятельности включали в программы районных, городских смотров, выступающих от имени всего предприятия или цеха.

Таким образом, совокупный ретроспективный анализ состояния функционирования художественной самодеятельности в производственном коллективе показал, что целесообразнее всего создание стабильного творческого объединения на уровне цеха, в работу которого могут быть вовлечены лидеры малых неформальных групп (бригада, участок), а также участники творческих компаний по подготовке отраслевых смотров художественной самодеятельности.

Наши исследования показали, что в производственном коллективе достаточно эффективна деятельность педагогически организованного самодеятельного художественного творчества при условии, если будет:

- постоянная поддержка со стороны администрации;

- каждый крупный вид самодеятельного творчества (хор, духовой оркестр и т.д.) организовываться на базе цеха;

- осуществляться организационно-педагогическая координация работы творческих коллективов на уровнях предприятия, цеха, бригады;

- осуществлен индивидуальный подход к участникам творческого коллектива.

Мы убедились, что важнейшей отличительной особенностью развития художественно-творческих способностей личности в трудовом коллективе является единство процессов образования и самообразования. В педагогической трактовке «образование – процесс и результат освоения систематизированных знаний, умений, навыков» (100, с.175). С.И. Гессен отмечал, что «образование есть не что иное, как индивидуальная культура» (44, с.35). В.И. Андреев считает, что «образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование» (4, с.27). В свою очередь «самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. (146, с.252). Ученые подчеркивают, что самообразование это длительный и постоянно развивающийся процесс, который может постепенно превращаться в потребность, удовлетворяющую духовные и эстетические запросы личности.

Исследование показало, что в творческом коллективе человек как объект воздействия во все большей степени становится также и его субъектом, притом не только лицом, объективно заинтересованным в собственном совершенствовании, но и способным осуществлять подобный процесс на других членах производственного коллектива, что особенно важно в их приобщении к художественно-эстетическим ценностям. Наша опытно-экспериментальная работа показала, что в творческом объединении система эстетического воздействия, основана на взаимообщении, взаимовлиянии, творческом обогащении и развитии личности, когда не отдельный человек, а именно коллектив в целом выступал одновременно и субъектом, и объектом – носителем необходимой массы эстетических знаний и умений. Эффективность этого процесса зависит и от степени духовного развития членов коллектива, богатства их индивидуальностей. К одной из форм эстетического образования мы относим и культурно-досуговую деятельность трудового коллектива, которая направлена на: приобщение членов производственного коллектива к художественным ценностям, что опосредованно влияет на повышение культуры производственной деятельности.

В своей опытно-экспериментальной деятельности мы использовали следующие виды культурно-досуговой работы: концерты, занятия коллективов художественной самодеятельности, вечера отдыха, тематические вечера, лекции, экскурсии, культпоходы, обзоры, музыкальный лекторий. Принимали активное участие в конференциях, вечерах вопросов и ответов, праздниках, демонстрациях, встречах с интересными людьми, вечерах – портретах, массовых праздниках, выездах за город, гуляниях, конкурсах, выставках прикладного творчества, общественных советах.

Естественно, что мы указали не все виды нашей культурно-досуговой работы на предприятии, но главное, чем отличалась специфика этой работы от других (например, в клубе), – это возможность проводить мероприятия непосредственно близко к рабочему месту, возможность более оперативного привлечения трудящихся к творческой деятельности.

Большое место в системе культурно-досуговой работы трудового коллектива занимала определенная направленность в тематике творческих встреч, вечеров-портретов, которые проводились непосредственно на предприятии для отдельной бригады, участка, цеха и всего коллектива. Многообразие форм, примененный нами (список из 20 мероприятий), давало возможность практически каждому рабочему или служащему принять посильное участие в любом из них и тем самым активизировать свою деятельность в трудовом коллективе. В целях приобщения к эстетическим ценностям членов производственного коллектива нами был создан хор русской песни (в частности на заводе имени Д. Колющенко).

На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы определяли творческие запросы членов производственного коллектива по трем уровням: социально – демографический; социально – психологический; психофизиологический.

Для выявления социально – демографического уровня каждого потенциального члена творческого коллектива мы составили анкету, в которую входили следующие пункты: пол, возраст, профессия, образование, учеба, стаж работы, местожительство, холост, семья, дети (их возраст) и т.д.

Социально – психологический уровнь мы выявляли уже в непосредственном контакте с членами художественно коллектива в процессе работы над репертуаром, разучивания конкретных произведений с учетом их творческих потребностей и морального удовлетворения от проделанной работы (проведенной репетиции).