Опытно-экспериментальная работа включала подготовку программы организационно - педагогического развития творческого объединения данного производственного коллектива. Ее основные положения:
- сбор анкетных данных о потенциальных участниках хора у начальников участков, мастеров, бригадиров, ветеранов цеха;
- приглашение всех желающих работников цеха к участию в творческом процессе хорового коллектива;
- деятельность хора была включена в комплексный план по социальному развитию цеха;
- оказание помощи бригадной художественной самодеятельности и привлечение ее участников к занятиям в хоре;
- выявление, стимулирование и развитие творческих потребностей каждого участника хорового коллектива;
- внедрение в практическую работу самодеятельного коллектива передовые технологии народного вокально-хорового искусства;
- ориентирование деятельности хора на исполнение русских народных песен, а также высокохудожественных произведений профессиональных и самодеятельных композиторов Урала и России.
Хор русской песни, как одно из общественных объединений рабочих, принимал активное участие в культурно-досуговой жизни цеха. Его педагогические функции в жизни трудового коллектива были достаточно широки и многогранны. Специфика участия творческого коллектива в культурных акциях заключалась в исполнении специально подобранных и подготовленных к конкретным мероприятиям произведений, что позволяло организаторам регулярно приглашать хор. Участие художественного коллектива в социальной деятельности цеха можно объединить в группы:
- формы организации общественного досуга (вечера отдыха, массовые гуляния, шествия - демонстрации, массовые праздники, коллективные выезды за город);
- познавательные (тематические вечера, беседы - обзоры, устные журналы, музыкальный лекторий);
- культурного обслуживания специфических мероприятий (открытие или закрытие конференции, выставки, вечера – портреты).
- познавательно – концертная деятельность (занятия коллектива, конкурсы, встречи с участниками клубов по интересам, родственными коллективами).
Сущность художественно-творческого процесса любого самодеятельного коллектива во многом определяется его репертуаром, исполняемым в виде итога проделанной работы на концертах или в другой форме общественного выступления. В поисках и подготовке репертуара мы опирались на исследования М.К. Кузьминой, В.А. Дадашева, В.И. Плоткина, Ф.А. Соломоника и др.Он учитывал запросы, способности и творческие потребности участников, соответствовал их духовному потенциалу, служил критерием удовлетворенности коллектива творческой деятельностью. Значимость репертуара заключалась в выполняемых функциях (познавательная, учебная, воспитательная, социальная).
Художественная самодеятельность, ее репертуар, вместе с тем, выступил фактором дальнейшей социализации членов коллектива через приобщение кхудожественно-эстетическим ценностям, усвоение и акттивное воспроизводство индивидуального и коллективного социального опыта, установление системы социальных связей. Мы учитывали, что социализация – процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками в разнообразных социальных взаимодействиях. Нами использовались два основных вектора. Первый был направлен на саму личность, он отражал процесс усвоения и преобразования социального опыта, эстетических отношений в собственные установки, ценностные ориентации, усвоения социальных норм, ролей, навыков. Он длится всю жизнь, проходит ряд этапов, осуществляется через различные социальные институты, включая систему образования, обучения, воспитания. Внутренний вектор социализации личности предполагал активное участие самого человека в освоении культуры, формировании определенных социальных норм поведения, ролей, взаимном контакте с другими людьми в процессе общения и совместной деятельности, взаимосвязи с различными этапами жизнедеятельности, формировании основных психических функций и развитии самосознания, выработке процессов саморегуляции, индивидуального поведения и внутреннего самоконтроля, что приводит самоактуализирующуюся личность (термин А. Маслоу) к новым, более высоким духовным потребностям.
Процесс социализации включает самореализацию, т.е. образование своеобразного внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля, самокоррекции. Внешний вектор социализации личности проявлялся в процессе передачи жизненного опыта, воспроизводстве социально-культурного опыта другим людям. В ходе эксперимента это осуществлялось в процессе контактов личности с другими людьми, группами в условиях общественно значимой совместной деятельности, в том числе и на репетиционных занятиях, концертах хорового коллектива.
В нашей художественно-творческой деятельности досуговых коллективов выбор новых произведений репертуара и их исполнение предполагали сущностное раскрытие познавательного процесса личности средствами самодеятельного искусства. При построении целенаправленного творческого процесса в коллективах художественной самодеятельности мы исходили из того, что его познавательной сущностью здесь были растущие духовные потребности.
Опыт показал, что в художественно-педагогическом процессе самодеятельного коллектива одной из ведущих функций является развитие художественно-творческих способностей участников самодеятельности. С этой точки зрения репертуар выступал как средство самовыражения, самопроявления, а точнее, самореализации личности. Повышение эстетического уровня средствами репертуара, развитие определенных качеств личности (высокой нравственности, любви к родному краю и т.д.) происходило одновременно и с приобщением членов коллектива к духовным художественным ценностям. Ценность репертуара мы определяли исходя из идейности, актуальности, художественной ценности произведений, его соответствия, удовлетворения потребностей участников самодеятельности. Полностью реализовать эту педагогическую задачу было трудно. С одной стороны, необходимо было удовлетворить многообразие художественно-эстетических вкусов, соответствующих культурному опыту участников, с другой – уровни этих потребностей были различны, они могли оказаться как очень высокими, так и низкими. Наши исследования показали, что репертуар коллектива своим содержанием (поэтический текст, мелодия, инструментальное сопровождение и т.д.) производил и оказывал эмоциональное воздействие не только на слушателей, членов производственного коллектива, но и на самих исполнителей. В программе хора звучали народные песни в оригинале и в обработке, произведения уральских композиторов Е. Родыгина, В. Горячих, Е. Щекалева, И. Шутова, О. Кульдяева и др., что позволяло нам в значительной степени достигнуть положительного результата в приобщении участников хора – членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Второе направление экспериментальной работы были связано со сбором информации о художественной деятельности в красных уголках. С этой целью мы проанализировали их планы работы по культурно-досуговым мероприятиям. Для этого использовали архивные и современные данные планов работы цехов, планы по культурно-просветительной работе, заводские газеты, альбомы, стенды, опросы председателей профкома, начальников участков, мастеров, участников художественной самодеятельности, активистов, ветеранов цеха и т.д.
В результате ретроспективного анализа цеховых комплексных планов по социальному развитию трудящихся мы выяснили, что культурно-просветительная работа наряду с другими общественными организациями, выполняла три ведущие общественные функции: обеспечивала процесс непрерывного просвещения трудящихся; вовлекала массы в различные формы научно-технического, художественного и прикладного самодеятельного творчества; организовывала рациональный отдых.
В соответствии с планами проводилась работа по непрерывному художественному просвещению трудящихся. В этом процессе использовались разнообразные формы: лекции, доклады, тематические концерты, семинары, лектории и т.д. Согласно ретроспективным функциональным особенностям культурно-просветительной работы были разработаны и составлены рабочие планы развития личности, учитывающие просветительскую и культурно-досуговую функции, творческое развитие личности.
Как показывает современная практика бытования бывших красных уголков (в г. Челябинске на сегодня их число сократилось более, чем на 50%), комнаты отдыха строят свою работу на единичных, разовых мероприятиях и, как правило, не имеют постоянного плана работы. Исследование показало, что необходимо восстановить некоторые ведущие социально-педагогические функции подобных феноменов свободного времени членов производственного коллектива, поскольку и на современном производстве человек проводит большую часть времени. Мы установили: чтобы решать экономические задачи, надо не забывать о социально-ориентированной политике, удовлетворять художественные потребности рабочих и служащих предприятия.
Проводя опытно-экспериментальную работу, мы предложили руководителям предприятий:
- восстановить многообразные функции комнат отдыха;
- реализовать подготовленную программу по возрождению эстетического образования рабочих и служащих цеха.
В программу вошли следующие направления: организация экскурсий, культпоходов; встреч - бесед с мастерами искусств, музыкальный лекторий; организация фотовыставок, выставок картин заводских художников и самое главное – организация творческих коллективов. Таким образом, мы создали долгосрочную программу по социальному развитию членов производственного коллектива и в ходе ее реализации должны создать педагогические условия для приобщения рабочих и служащих к художественно-эстетическим ценностям.