Третье направление экспериментальной работы было связано со сбором информации и выяснением мотивов участия членов производственного коллектива в творческой деятельности.
Выяснение мотивов личности всегда связано с выходом на деятельность человека. А.Н.Леонтьев, подчеркивая эту мысль, пишет: «Чем больше проникает психологическое исследование за поверхность изучаемых явлений, чем больше подходит оно к подлинно жизненным задачам, тем все более отчетливо выступает значение проблемы мотивов человеческой деятельности» (110, с.300). Диалектику развития мотивационной сферы личности психологи связывают с ее социальными установками, потребностями, ценностными ориентациями, их изменение и степенью реализации в каком-либо виде деятельности.
Понятие о соотношении механизмов внутреннего и внешнего процессов деятельности и о динамике превращения потенциальных особенностей личности в актуальные представлено в ряде работ отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцифирова, А. Маслоу, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др. Вместе с тем проекция психологических механизмов регуляции на содержание художественной деятельности не находит, по нашему мнению, достаточного отражения в работах психологов и педагогов. Структура деятельности во внешнем проявлении, а также задачи организации деятельности через способы внутренней мотивации и регуляции исследовались такими учеными, как В.В. Белич, В.П. Беспалько, А.Р. Лурия, А.И. Волков, Г.Н. Солнцева, В.Д. Шадриков и др.
Важное значение имеет раздел типологии мотивов художественного творчества трудящихся, где теоретической основой для их разработки являются выводы отечественной психологической науки о мотивах и потребностях личности. При этом «под мотивами мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий» (120, с.9) Имеется в виду, что мотивы как психологическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности основывается, на том, что прежде всего потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, а мотивы «выступают как конкретные проявления этой сущности» (147).
Мы согласны, что первоосновой любой человеческой деятельности являются потребности и мотивы личности. Мотивы и потребности различают по их осознанности и целенаправленности на характер этой деятельности, к которой они побуждают. Мотивы всегда связаны с содержанием деятельности человека и потребностью общения с людьми, оценкой и одобрением их поступков. Они могут различаться по виду потребностей, характеризоваться широтой или узостью притязаний личности и определяться конкретным содержанием деятельности.
В теоретической литературе наиболее значимо были обоснованы методологические подходы к типологии мотивов личности в творческой деятельности Г.И.Фроловой и Е.И. Смирновой. О классификации мотивов участников клубной художественной самодеятельности говорится в исследовании А.Г.Михайлика (129). Однако мотивационная сфера творческой деятельности личности в современном производственном коллективе практически не исследовалась в психолого-педагогической науке и практике. Основываясь на идее А.Г.Михайлика о том, что деятельность участников самодеятельности можно разделить на репродуктивную и творческую, включающих и все остальные ее виды (учебная, поисково-исследовательская, организационно-пропагандисткая, коммуникативная и др.), мы выделяем 3 группы ведущих мотивов: мотивы художественно-творческой деятельности; мотивы общения; мотивы признания.
Опираясь на теорию вопроса и выводы психологов о том, что личность ощущает потребность в общении, получении новых знаний, расширении и обогащении духовно-ценностных ориентаций, представим мотивы участия личности в творческой деятельности производственно коллектива следующими группами: мотивы творческой деятельности как фактор приобщения к художественным ценностям; мотивы общения; мотивы социально-творческой деятельности (система концертов во внешней среде).
Эта группа мотивов была подтверждена и в нашей анкете, которую мы составляли для выяснения творческих запросов будущих участников творческого коллектива. В опросе участвовало 47 человек.
На вопрос Почему Вы изъявили желание заниматься в хоре? респонденты ответили:
- научиться хоровому пению 14,8%
- любовь к хоровому пению 51%
- узнать новые произведения 34,2%
Что Вы ожидаете от самих репетиций ?
- отдыха 8,5%
- получать удовольствие от выученных новых песен 23,4%
- эмоциональную разрядку 12,7%
- изучить интересный репертуар 31,9%
- общение и непроизводственные отношения с работниками цеха – участниками коллектива. 23,4%
Любите ли Вы выступать на сцене ?
- в этом состоит смысл занятий 6,3%
- хочу быть замеченным 10,6%
- в составе всего коллектива 38,2%
- в составе ансамблей, дуэта 14,8%
- солистом 12,7%
- получаю удовольствие от общения со зрителем 17%
- товарищами по работе 19,1%
- перед родственниками 14,8%
- перед знакомыми 17%
- на смотрах 8,5%
- везде, где придется. 40,4%.
Таким образом, основную группу составляют мотивы самореализации (любовь к хоровому пению – 51%; изучить интересный репертуар – 31,9%; в составе всего коллектива 38,2%; везде, где придется 40,4%)
В ходе исследования мы установили, что ценность участия личности в художественной самодеятельности проявляется в самореализации, а общение в сфере культуры основано на единстве интересов, увлечений, взглядов, общем стремлении к получению разного рода информации и обмена ею, восприятию прекрасного, к творчеству.
Опытно-экспериментальная работа по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям строилась на основе создания выявленных педагогических условий. Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, то есть протекал в условиях работы комнат отдыха производственного коллектива. Он включал следующее: оказание помощи в разработке планов; подготовку программы развития коллектива; создание условий для эффективного приобщения членов производственного коллектива к эстетическим ценностям.
Такой подход позволил нам определить содержание опытно-экспериментальной работы. При этом мы высказали предположение, что можно реализовать организационно-педагогические возможности производственного коллектива по приобщению его членов к художественно-эстетическим ценностям, если:
- использовать убежденность и заинтересованность руководства (совет директоров, начальников цехов, отделов и т.д.) производственного коллектива в необходимости духовного развития и творческого обогащения рабочих и служащих предприятия;
- подключить и реорганизовать досугово-эстетические функции комнат отдыха в развитии музыкально-эстетических потребностей членов производственного коллектива;
- обосновать целесообразную программу создания творческого коллектива (хора русской песни) включающую: стадии коллективообразования хора русской песни, методы руководства, самоуправления, формирование лидерских структур и малых групп; формирование вокально-хоровых навыков, репертуара и т.д.; организацию репетиционного процесса.
Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа. Каждый из них характеризовался своими целями и задачами. После каждого этапа проводился контрольный срез и анализ результатов.
Первый этап. Его целью была организация стабильного хора в производственном коллективе, успешно решающем творческие задачи и активно участвующем в общественной жизни цеха, завода. В соответствии с целью на первом году организационно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
1. Организация репетиционного процесса в комнате отдыха цеха.
2. Знакомство с музыкальными данными участников хора.
3. Выявление лидеров в хоровом коллективе.
4. Приобретение навыков основных приемов в хоровом пении.
5. Формирование репертуара хора с учетом индивидуальных и групповых творческих пожеланий участников коллектива (мастерства, таланта).
6. Учеба у профессиональных артистов, коллективов (просмотр программ видео, аудиозаписей профессиональных хоров народной песни).
7. Формирование коммуникативных связей в коллективе.
8. Участие в общественной жизни производственного коллектива.
9. Оказание методической помощи руководителям художественной самодеятельности бригады, участка.
Исходя из первостепенных задач создания коллектива, мы установили, что успешно этот процесс может пройти только при формировании интереса к занятиям создающегося хора русской песни. Поэтому программу первого года мы разделили на два этапа (по пять пунктов каждый).
Мы выяснили и экспериментально проверили необходимость организации репетиционного процесса в комнате отдыха цеха. Для решения задачи создания творческого коллектива в первую очередь четко согласовали с руководством цеха расписание репетиций (вторник и четверг с 15 до 17 часов). Перед первыми занятиями хора нами была проделана следующая работа:
- на очередном собрании коллектива начальник цеха объявил о намерениях администрации создать коллектив художественной самодеятельности;
- сообщено о перспективных планах работы будущего творческого коллектива на планерках цеха;
- знакомство со всеми начальниками участков, мастерами;
- разработаны анкеты участников художественной самодеятельности с целью выявления мотивов, потребностей творческой деятельности;