Делая некоторые выводы после первого этапа проведения эксперимента, мы можем констатировать, что:
- создан достаточно стабильный хоровой коллектив, способный решать социо-культурные задачи в производственном коллективе;
- выполнен намеченный план по организации проблемы приобщения участников хора к изучению основ хорового искусства как художественно-эстетической ценности;
- укреплены творческие контакты с бригадной самодеятельностью, потенциальными участниками общего цехового коллектива.
Таким образом, на первом этапе организация опытно-экспериментальной работы по созданию цехового хора русской песни в условиях производственного коллектива была успешно решена в соответствии с основной целью и задачами диссертационного исследования по приобщению личности к художественно-эстетическим ценностям.
Следующий раздел работы проходил по педагогической программе, который предполагал дальнейшее творческое развитие членов хорового коллектива, закрепление практических навыков приобретенных в первый год создания хора. В педагогическую программу были включены:
- обучение участников коллектива простейшим элементам сценического движения;
- изучение элементарных основ музыкальной грамоты;
- включение репертуара вокально-инструментальных произведений с использованием народных духовых и шумовых инструментов;
- обогащение репертуара произведениями песенной классики;
- удовлетворение индивидуальных потребностей участников творческого коллектива (соло, дуэты, трио, ансамбли);
- организация творческих встреч с родственными коллективами и учеба на концертах профессиональных творческих коллективов;
- совершенствование психолого-педагогического руководства лидерскими структурами и активом хора;
- выявление условий для самореализации лидеров коллектива.
Остановимся на содержании нашей педагогической программы.
1. Обучение участников коллектива простейшим элементам сценического движения. Проводя организационно-экспериментальную работу, мы учитывали, что концертная программа русского народного хора – это синтез многих искусств: режиссура народной песни и обрядов, хореографические постановки плясовых и хороводных песен, игра на народных инструментах, художественное чтение, инструментальное сопровождение, собственно пение во всем его многообразии и т.д. В нашей программе развития коллектива предполагалось научить хор простым элементам сценического движения. В качестве примеров мы использовали видеозаписи профессиональных коллективов (хора им. М.Е. Пятницкого, Уральского, Оренбургского, Омского, Северного хоров, ансамбля «Русская песня» и др.). После просмотров перед участниками хора нами были поставлены задачи, в которых наряду с приобретением вокально-хоровых навыков они должны уметь:
- артистично кланяться (хором, по солисту, по баянисту и т.д.);
- синхронно выходить из-за кулис в различных комбинациях;
- держать корпус и руки в соответствии с исполняемым произведением;
- выполнять движения «переменный шаг», «простые дроби».
Для достижения этой цели мы стали на занятиях, чередовать певческие нагрузки с элементами движения. Через некоторое время на концертах во время выполнения выходов, поклонов и других элементов сценической культуры участники хора чувствовали себя уверенно и спокойно.
2. Наш опыт показал, что участники нуждаются в изучении элементарных основ нотной грамоты. При составлении программы эксперимента мы исходили из того, что разучивание и пение произведения только на слух (как обычно принято в самодеятельности) быстро заведет коллектив в тупик, тем более, что современные произведения насыщены сложными музыкально-выразительными средствами. Мы решили использовать в своем коллективе передовой психолого-педагогический опыт профессора В. Чернушенко (210, с.21), который по своей уникальной системе вводил нотную грамоту в самодеятельном коллективе.
Изучать ноты в самодеятельном коллективе дело очень сложное и трудоемкое, результаты заметны не сразу и есть опасность «оттолкнуть» от хора людей, не верящих в реальность поставленной задачи. Для решения этой проблемы теоретические занятия мы закрепляли разучиванием произведений с использованием партитур и нотных текстов. Даже неуверенно зная смысл написанных нот, участники хора графически ориентировались в звуковысотном движении мелодической линии своей партии. Занятия по системе В.Чернушенко принесли свои результаты. После нескольких репетиций хористы свободно пели по нотам двухголосные упражнения, а работа над произведениями современных уральских композиторов Е. Щекалева, А. Дармостука и других стала продвигаться быстрее и осмысленнее и главное – участники коллектива стали уверенно браться за выучивание гармонически сложных, интересных партитур, что по нашему мнению является одним из факторов их приобщения к художественно-эстетическим ценностям.
3. Овладение нотной грамотой позволило руководителю хора расширить список исполняемых произведений и обогащать репертуар коллектива вокально-инструментальными произведениями с использованием народных духовых и шумовых инструментов. Занятия по ознакомлению с игрой на народных инструментах проходили индивидуально, мы на эту роль приглашали участников хора с развитым музыкальным слухом и обостренным чувством ритма. В репертуар хора были введены следующие инструменты: две жалейки, береста, деревянные ложки, ухват, рубель и трещотки. Во время репетиций над подвижными, задорными требующими четкого ритма песнями, мы вводили ухват и рубель. Для дополнительной окраски звучания хора в быстрых песнях вводили звучание жалеек. Эти нововведения значительно освежили звучание некоторых песен нашего репертуара, концертные номера стали более динамичными, зрелищными, с удовольствием исполнялись самодеятельными артистами и принимались зрителями, что в свою очередь позволило значительно повысить уровень художественно-эстетических ценностей у участников хора.
4.Опыт показал, что необходимо обогащение репертуара произведениями песенной классики. Ввод в репетиционную практику коллектива нотной грамоты, шумовых и духовых инструментов народной традиции, работа над элементами сценических движений значительно продвинуло коллектив в творческом отношении. Это позволило участникам хора быстрее и качественнее подготавливать новые произведения, обогатить звучание песен новыми интересными красками, самодеятельные артисты стали уверенней работать на сцене реализуя в концертных выступлениях большую подготовительную работу. В репертуаре коллектива появились произведения известные не только любителям хорового пения, но и любимые широкому кругу слушателей. Программы хора стали более привлекательны, узнаваемость песен способствовала популяризации коллектива, что способствовало появлению новых участников в хоре, а вместе с тем и их приобщению к художественно-эстетическим ценностям.
5. Удовлетворение индивидуальных потребностей участников творческого коллектива (соло, дуэты, трио, ансамбли). Как показывает практика, одной из приоритетных является форма удовлетворения личностных творческих запросов. Анкетные данные показали, что большинству самодеятельных артистов хотелось бы выступать в концертных программах с сольным номером. Поэтому с учетом индивидуальных вокальных данных нами были организованы ансамбли и созданы малогрупповые формы учебной, а в дальнейшем концертной деятельности хора. По нашему предложению на организационном уровне этого процесса в репертуар солистов, дуэтов, трио, ансамблей были включены те произведения, которые они хотели бы исполнить. Это были в основном популярные песни времен 40-60 годов: «Баллада о солдате», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Спят курганы темные» Н. Богословского и т.д. Таким образом, работая над произведениями песенной классики, мы смогли в большей степени удовлетворить духовные запросы участников хора, особенно тех, у которых от природы не было ярких вокальных данных. Организация подобных занятий получила большой резонанс в хоре. В дальнейшем мы создали еще несколько ансамблей: молодежный; «Рябинушка»; «Добры молодцы». Эти коллективы имели самостоятельную программу, в которых были задействованы большинство членов коллектива. Использование в педагогическом процессе творческого коллектива личностно-ориентационного подхода показало, что:
- активизировалась творческая инициатива участников хора;
- появилась конкуренция между малыми группами за право выступить на концерте;
- увеличилась ответственность каждого участника коллектива перед хором и малым составом (малой группой);
- значительно расширился репертуар коллектива;
- возросла степень удовлетворения духовных потребностей участников хора, а вместе с этим возникли новые факторы приобщения участников хора к художественно-эстетическим ценностям.
6. Возникла необходимость творческих встреч с родственными по жанру коллективами – своеобразного отчета руководителей и участников хора о проделанной работе. Подобные встречи проходили по двум направлениям: участие хора в районных, городских, отраслевых смотрах самодеятельного художественного творчества и организация самостоятельных, дружественных встреч-концертов. Руководитель коллектива договаривался с руководителем другого хора о совместном проведении мероприятия (хор завода строительных конструкций – рук. В Сивков, хор завода металлоконструкций – рук. Л. Шутова, хор радиозавода – рук. Гр. Голубь и т.д.). Оговаривался день, время проведения, количество исполняемых произведений, участников, организация транспорта, зрителя и т.д. Педагогические функции от таких творческих встреч способствовали: