Смекни!
smekni.com

Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям (стр. 20 из 27)

Таблица 7

Рост заинтересованности деятельностью хоровых самодеятельных коллективов
Кол - участников 2000 г. 2001г. 2002г. 2003г.
18-25 - - 49 120
26-40 - - 8 30
41-50 5 10 12 12
51-60 и старше 3 7 18

Практика подтвердила, что подобные посещения концертов родственных коллективов необходимы для развития творческого роста, приобретения новых знаний, опыта и совершенствования навыков вокально-хорового пения для всех участников творческого коллектива, а это в свою очередь способствовало их приобщению к художественно-эстетическим ценностям.

В дальнейшей работе хорового коллектива совершенствование навыковхорового пения, основных приемов вокально-хоровой техники были изучены и закреплялись в учебном материале и концертном репертуаре хора. В начале сезона, с приходом новых членов в хор (после летнего перерыва), мы снова столкнулись с проблемой восстановления приобретенных ранее вокально-хоровых навыков и умений « осознанно выполнить определенное действие» (43, с.84). Перед коллективом была поставлена задача - в сжатые сроки ввести в строй новых членов хора. Репетиционный процесс проходил по строго выверенной схеме: дыхательная зарядка, певческие упражнения, повторение нот, тщательная работа над хоровыми партиями и повторение репертуара прошедшего сезона. В этот период нами использовался метод «парной педагогической опеки» новичков. С одной стороны, с новичками занимался руководитель хора, с другой – к каждому участнику были прикреплены лидеры творческого типа или опытные участники хора. Такой прием педагогического руководства помогал достичь в сжатые сроки быстрого ввода новичков в репертуар коллектива, способствовал их творческому росту и служил одним из факторов приобщения к художественно-эстетическим ценностям.

Вместе с этим возникла необходимость совершенствования навыковигры на духовых и шумовых инструментах народной традиции. На первом этапе развития коллектива к игре на духовых инструментах привлекались участники хора с развитым слухом и чувством ритма. Они играли только выдержанно-протяжные звуки, типа подголоска, и вносили в исполнение песни дополнительный звуковой колорит. За год, мы научили самодеятельных музыкантов играть на жалейках и бересте небольшие сольные наигрыши и мелодии популярных песен. На данном этапе развития хора это позволяло руководителю значительно шире использовать их умения и навыки игры. В репертуаре появился сольный номер инструментального ансамбля – вариации на тему р.н.п. «Ой, со вечера, с полуночи».

Для развития сценичности программы группе коллектива необходимо было приобрести навыки оформления сценариев для хора. Концертная программа хора русской народной песни (как мы указывали выше) являет собой синтез различных видов искусств. Одна из форм сценического концертного выступления – постановка фрагментов народных праздников православного календаря или исполнения произведения по мотивам какого-либо литературного источника. К ним относятся: «Проводы масленицы», «Рождественские святки». Стабильный самодеятельный коллектив должен иметь в своем репертуаре сценическое действо, основанное на местном материале. Мы посчитали, что для творческого роста и удовлетворения художественных потребностей хора нужно использовать произведения П.П. Бажова, основанные на фольклорных преданиях и легендах. Хор начал работать над сказом «Жабреев ходок». По сюжету произведение, основанное на старинной уральской легенде, представляет единую развернутую сцену с наличием ярких персонажей. Реализация художественного замысла была связана с возможностью исполнения уральских народных песен и минимальным использованием театрального реквизита. Все это позволило нам значительно расширить исполнительские приемы творческого коллектива, привлечь в хор новых участников (из бывших самодеятельных артистов драматических кружков), заинтересовать необычной постановкой зрительскую аудиторию и решать задачи по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.

Практика показала, что хор быстрее и уверенней выучивает произведения по нотам, поэтому мы продолжили изучение основ нотной грамоты, поставив более сложную педагогическую задачу: для наглядности и облегчения процесса запоминания большого количества партий на слух мы размножили партитуры песен из репертуара хора и схемы с клавиатурой музыкальных инструментов. Руководитель и лидеры хора (Гр. Кононенко, С. Власов, С. Русинов, Г. Малёва) оказывали индивидуальные и мелкогрупповые консультации – метод «парного педагогического обучения» на практике. Этот педагогический прием помог нам сохранить вновь пришедших участников коллектива, показать клавиатуру на фортепиано, правильно определять ноты и успешно всему коллективу преодолевать возросшие требования к хоровым партитурам.

Увеличение количества участников хора за счет вновь поступивших вызвало необходимость обучения лидеров коллектива основам хормейстерской работы. Это было вызвано дефицитом времени для ввода новичков в обширный репертуар хора и возросшей потребностью части лидеров помочь руководителю стабилизировать исполнительский уровень остальных участников хора. На этом этапе существования коллектива лидеры продолжили сложившуюся традицию – консультацию хористов в освоении репертуара. Эту ситуацию А.В. Петровский обозначил как «потенциал признания, который характеризует объективные условия внутри коллективной деятельности, направленный как на поощрение индивида, так и его субъективные притязания на тот или иной уровень, положительной оценки своей деятельности коллективом» (147, с.72.). Нам было важно для стимулирования и поощрения «потенциала признания» обучать лидеров хора основам хормейстерской работы (77, с.38). Особое внимание мы уделили вокально-хоровой структуре народного хора, работе над дикцией, методике разучивания хорового произведения. После курса обучения хормейстеры-общественники вместе с руководителем проводили разводные репетиции, которые способствовали повышению работоспособности участников хора при выучивании новых песен, при повторе произведений из архива коллектива, становлению и повышению авторитета хора. Таким образом, мы могли постоянно поддерживать в репертуаре большое количество произведений, успешно принимать участие в различных мероприятиях цеха, завода, что являлось одним из факторов приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.

Для достижения высоких творческих результатов коллектива необходимо было формирование условий к саморазвитию членов хора. Для этого привлекали лидеров хора, которые на основе собственного опыта могли самостоятельно помогать решению некоторых творческих задач, подтверждая мысль В.И. Андреева о том, что «изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональных сферах, но и в процессах «самости»: самореализации, самопознания, самосовершенствовании. При этом главным механизмом как развития, так и саморазвития является разрешение противоречий, решение личностно постоянно усложняющихся творческих задач» (4, с.428). Работе по саморазвитию членов творческого объединения также способствовало: обсуждение различных концертов, методической и мемуарной литературы; формирование собственного мнения, интереса к новым знаниям, освоению и совершенствованию вокальных приемов как способа достижения более высоких творческих целей и удовлетворения растущих творческих потребностей. По мере приобретения певческих навыков, роста исполнительского мастерства менялось и отношение к репертуару, повысились критерии оценки произведений, выученных в первый год работы коллектива. Например, «Березонька» И. Шутова, «Ивушка» Е. Степанова, «Коза» А. Аверкина, «Раньше были мужики» Ю. Гаврилова на данном этапе развития творческого объединения получили невысокие оценки – от 1,2 до 2,1 балла. Оценивая программу в целом, мы пришли к выводу, что удовлетворенность участников хора от проделанной работы, репертуара возросла на 0,1 и составила 2,3 балла.

Творческое саморазвитие личности в трудовом коллективе – это интегральная характеристика процессов «самости», среди которых систематизирующими компонентами выступают самопознание своих творческих возможностей, приобретение и развитие умений, навыков, знаний в хоровом коллективе предприятия, творческое самоопределение (солист, участник хора, ансамбля, инструменталист, аранжировщик, поэт, режиссер, хореограф и т.д.), самосовершенствование и самореализация, качественное изменение художественно-эстетических потребностей. Развитие хора возможно только при учете индивидуальных запросов его участников, способствующихформированию высоких духовных художественных ценностей. Формированию высоких художественных ценностей, способствуют многие слагаемые, без которых не может активно функционировать (и привлекать внимание к своей деятельности) творческий коллектив. К ним относятся: концертная деятельность; микроклимат коллектива; состав участников; владение вокально-хоровыми навыками; инструментальное сопровождение и т.д. Но главное, что определяет творческое лицо коллектива, - это репертуар и его самобытность.

К важнейшим условиям формирования духовных потребностей участников коллектива мы отнесли непрерывный, постоянно растущий интерес к работе над высокохудожественными произведениями. Л.С. Выготский писал, что «искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» (39, с. 327). Поэтому в педагогической программе по развитию духовных потребностей нами учитывались личные, групповые (хоровая партия) и коллективные (хор) запросы участников хора. Для привлечения мужчин в хор специально включались в программу произведения из репертуара Краснознаменного военного ансамбля им. Б. Александрова для мужского состава или произведения с солистом, которые требовали солидной мужской группы. Творчески соприкасаясь с признанными произведениями отечественной песенной классики, участники коллектива духовно обогащались, активно воздействуя в целом на развитие духовного мира, субъективно-объективной «самости». Участие в художественной самодеятельности, бесспорно, позволяет членам коллектива соориентироваться в художественно-эстетических ценностях. Об этом говорит посещение членами хора концертов профессиональных артистов (табл.8).