Центры Культуры | НачалоЭксперимента | ОкончаниеЭксперимента |
Филармония | 48 | 126 |
Оперный театр | 34 | 73 |
Итого: | 82 | 199 |
По данным табл. 8 мы отмечаем, что участники хора значительно перекрывают данные таблицы 3, где из 980 респондентов театры посетило 34 человека, концерты творческих коллективов – 48. Таким образом, занятия в творческом коллективе значительно расширили творческий кругозор его участников, следовательно, просмотр профессиональных программ культурных центров также способствовал формированию и развитию высоких художественных ценностей членов художественной самодеятельности.
Социальная активность некоторых участников хора была настолько высока, что стала возможной передача руководителем некоторых организационныхфункций активу и лидерам хора. На этом этапе развития их организационная деятельность приобрели значительный авторитет не только в самом хоре, но и на различных уровнях производственного коллектива. Следствием демократического стиля руководителя хора стало перераспределение обязанностей внутри коллектива. Большинство организационных вопросов решались органами самоуправления (староста, актив хора, комиссии), т.е. частью системы управления коллективом, в которой в качестве субъекта управления выступает сам коллектив (90, с.94). Это обстоятельство позволило нам сконцентрироваться на основной цели педагогического эксперимента, коррекции репертуарной политики – совершенствовании художественно-эстетических потребностей его участников. В результате указанной работы стабилизировался состав хора, что свидетельствует о их ценностном отношении к художественной самодеятельности (табл. 9).
Таблица 9
Состав хора к концу второго этапа развития художественного коллектива
Возраст | Женский | Мужской | Среднее | Ср. спец | Н/высш. | Высшее |
18-25 | 4 | 3 | 5 | 1 | 1 | 1 |
26-40 | 9 | 6 | 7 | 9 | 1 | |
41-50 | 12 | 4 | 5 | 3 | 1 | 3 |
51-60 | 3 | 1 | 1 | 3 | ||
Итого: | 28 | 14 | 19 | 13 | 2 | 8 |
Итоги анализа количественного состава хора показали, что в результате индивидуальной, мелкогрупповой работы с членами творческого коллектива, учета их духовных потребностей, развития малых групп, создания творческих комиссий и интересного репертуара, достижения творческих успехов коллектива в хор пришли работники цеха с высшим образованием и молодые люди. Этот факт дает основание утверждать, что в результате их стабильного участия в творческом объединении мы приобщаем членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Обобщая итоги педагогического эксперимента, мы пришли к следующим выводам:
- коллективы художественной самодеятельности, работающие в условиях производственного коллектива, могут преодолеть дискретность в работе при необходимой поддержке администрации, активно участвовать в социальной жизни предприятия и являться одним из факторов приобщения его членов к художественно-эстетическим ценностям;
- художественная самодеятельность производственного коллектива связана с взаимодополняющими друг друга уровнями – бригада, цех, предприятие, что способствует активному включению его членов к занятиям в творческих объединениях и приобщению к художественно-эстетическим ценностям;
- условия производственного коллектива позволяют создать художественную общность (хор русской песни), способную удовлетворять и возвышать духовные запросы его членов;
- участие личности в творческом коллективе дает возможность реализации индивидуальных художественных потребностей и запросов, развивает коммуникативные связи, расширяет ее творческий диапазон, предоставляет каждой равные возможности в творческом процессе и в приобщение её к художественно-эстетическим ценностям.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям
За основу оценки результатов нашего исследования по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям были взяты критерии, основными показателями которых явились:
- динамика роста числа членов производственного коллектива, включенных в процесс приобщения к художественно-эстетическим ценностям;
- расширение диапазона художественно-эстетических ценностей, включаемых в процесс художественной самодеятельности;
- постепенное расширение репертуара;
- значимость потребностей членов коллектива в приобщении к художественно-эстетическим ценностям.
Основанием для обработки полученных результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям явилось определение условий, которые способствовали наиболее оптимальной реализации изучаемого явления. Логика изложения материала опиралась на:
- изучение и объяснение качественных и количественных изменений в ходе опытно-экспериментальной работы;
- анализ полученных результатов и выявление динамики процесса приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям;
- формирование общих выводов, направленных на разработку методики приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Одним из показателей решения проблемы стало преодоление дискретности в работе творческого объединения, деятельность которого была основана на целенаправленной педагогической программе, выполнение требований которой позволило нам влиять на формирование творческого процесса в хоровом коллективе, а впоследствии и на организацию самой структуры творческого объединения, где были сформированы актив хора, комиссии, лидерские структуры и малые творческие группы. В разделе учебно-воспитательная работа – изучение и развитие вокально-хоровых навыков, нотной грамоты, элементов сценического движения и многое другое, как одним из главных элементов в приобщении участников самодеятельности к художественно-эстетическим ценностям.
Одной из целей эксперимента было создание стабильного творческого коллектива (хор народной песни) в цехе, результатом работы которого явилось формирование, изменение и рост художественно-эстетических ценностей его участников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе цеха № 2 завода дорожных машин имени Д. Колющенко и моторного завода ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК». В ходе педагогического эксперимента использовались статистические и социологические методы исследования, позволяющие с высокой степенью достоверности интерпретировать его результаты.
Одним из важных показателей решения проблемы приобщения членов производственных коллективов к художественно-эстетическим ценностям является динамика формирования и роста стабильного творческого коллектива. Из приведенных ниже таблиц виден количественный рост творческих коллективов от первых репетиций к окончанию эксперимента. Число участников хора постоянно увеличивалось, пока не достигло окончательной отметки в 40-50 человек, переходить которую для творческого коллектива нецелесообразно, потому что в хоровом искусстве есть пределы численности, которые связаны с оптимальностью и сбалансированностью количественного состава с динамикой звучания хора, решением учебно-воспитательных задач, акустическими и многими другими проблемами (табл.10 и 11).
Таблица 10
Развитие творческого коллектива цеха №2 завода им. Д. Колющенко в 1990-1994 гг.
1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | ||||||
Цех № 2 Завода Колющенко 420 чел. | 13 | 21 | 30 | 35 | 42 | |||||
Муж.__ | Жен.13 | Муж.5 | Жен.16 | Муж.9 | Жен.21 | Муж.12 | Жен.23 | Муж.14 | Жен.28 | |
100 % | 3 % | 5 % | 7 % | 8,3 % | 9,5 % |
Таблица 11
Развитие творческого коллектива художественной самодеятельности моторного цеха ООО «Уралтрак» в 2000-2004 гг.
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||||||
Моторный цех980 чел. | 20 | 24 | 37 | 46 | 50 | |||||
Муж.-- | Жен.20 | Муж.4 | Жен.20 | Муж.8 | Жен.29 | Муж.11 | Жен.35 | Муж.13 | Жен.37 | |
100 % | 2 % | 2,4 % | 3,7 % | 4,6 % | 5,1 % |
Таким образом, из таблиц 10,11 виден количественный рост коллективов: хор цеха №2 завода им. Д. Колющенко с 3% до 9,5%; хор моторного цеха с 2% до 5,1% от общего числа рабочих и служащих данных производств.