Смекни!
smekni.com

Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям (стр. 23 из 27)

Рейтинговые изменения песен-лидеров I этапа к окончанию эксперимента

Ф.И.О. композиторов Название произведений Начало Эксперимента Конец Эксперимента
Гаврилов Ю. «Раньше были мужики» 2,8 1,2
Аверкин А. «Коза» 2,7 1,5
Шутов И. «Березонька» 2,8 1,3
Степанов Е. «Ивушка» 2,6 2,1

Анализ таблицы 14 показывает, что одни и те же произведения получили разную оценку участников хора в начале и конце формирования творческого коллектива, свидетельствуя об изменении их художественно-творческих потребностей (см. табл. 12,13).

Одним из основных педагогическим условием опытно-экспериментальной работы по динамизации процесса приобщения личности к художественным ценностям являлось постоянное расширение репертуара хора, анализ удовлетворенности участников последним, учет и корректировка индивидуальных и коллективно- культурных потребностей членов творческого объединения.

Важным педагогическим условием процесса приобщения членов хора к художественно-эстетическим ценностям является реализация потенциала признания коллектива внутри предприятия и во внешней среде, связанного с концертной деятельностью.

Разработкой проблем социально психологического климата (СПК) и его потенциалов занимались К.К. Платонов, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин и другие ученые. Проблемам СПК в самодеятельном художественном коллективе посвящена диссертация П.П. Чапулиса (208.). Ориентацию в творческой деятельности можно определить как «уровень социального развития и меры реализованности духовного потенциала личности в коллективной (концертной – разрядка наша – И.И.) деятельности» (208.).

Среди разнообразных потенциалов социально психологического климата (выбора, признания, самовыражения, обновления, определенности, психической напряженности) для нашего исследования важен потенциал признания, который реализуется в динамике концертной деятельности и непосредственно связан с потенциалами самовыражения ипсихической напряженности, отражающих социальный и художественно-творческий опыт личности и коллектива, их духовные устремления и потребности.

Одним из условий опытно-экспериментальной работы была организация концертов на заводе, в цехе и внешней среде (районные, городские и областные фестивали, смотры, праздничные мероприятия).

В начале эксперимента (в период формирования хора) количество концертов не превышало одного – двух внутри коллектива и во внешней среде. Через пять лет было реализовано выдвинутое педагогическое условие – давать концерты каждый месяц. Экспериментальное исследование высветило актуальность проблемы приобщения членов современного производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, что отражается в возросших цифровых показателях и динамике концертной деятельности. Она возросла до восьми, двенадцати и четырнадцати концертов соответственно в цехе, на заводе и внешней среде (табл.15) и четырех, шести и четырех (табл.16).

Сущность любого вида искусства, в том числе и музыки, заключается, по Э. Канту, в том, чтобы служить общению между людьми, быть средством передачи, созидания культурных ценностей и традиций. В производственном коллективе активной формой приобщения его членов к культурным ценностям является создание музыкального лектория. Исходя из основной цели и задач исследования, в тематике лектория мы должны были реализовать два основных педагогических условия – активную и пассивную формы приобщения членов производственного коллектива к художественным ценностям. Тематика первого года музыкального лектория предполагала, в основном, пассивное потребление слушателями художественных ценностей и включала знакомство с народными и классическими инструментами, музыкальными жанрами. В концертах принимали участие артисты филармонии, студенты и преподаватели ЧГИК (ЧГАКИ). Второй год занятий музыкального лектория предполагал активное участие цехового хорового коллектива в концертах по тематике лектория (табл. 17).

Таблица 17

Степень занятости участников цехового хора в музыкальном лектории
Тема Количество участников
Старинные русские романсы 5 человек
Хор и хоровое искусство 35 человек
Вокальные ансамбли Два дуэта, одно трио, два смешанных ансамбля – 19 человек.
Е.Родыгин и композиторы Урала 38 человек

Анализ статистических данных таблицы (№ 17) свидетельствует о том, что к концу второго года лектория увеличилось число активных участников концертных программ музыкального лектория с 5 членов хора народной песни до 38, участие членов художественной самодеятельности в лектории возросло с 12% до 100%.

В выборе репертуара для участия в концертной части лектория учитывались природные способности, художественно-творческие потребности и степень вокальной подготовленности членов хора народной песни.

Занятия музыкального лектория проходили в красном уголке (ныне комната отдыха), имеющем 120 посадочных мест (табл.18).

Таблица 18

Посещаемость музыкального лектория
Месяц Участники хора(первый год) Члены производ. коллетива Участники хора(второй год) Члены производ.Коллектива
Сентябрь 23 9 25 79
Октябрь 23 12 28 85
Ноябрь 25 20 27 91
Декабрь 24 37 31 90
Январь 25 39 34 86
Февраль 27 45 38 89
Март 27 85 32 87
Апрель 25 91 35 93
Май 26 93 32 90

Сравнительный анализ данных таблицы (18) показывает, что постепенно возрос интерес к занятиям. В первые три месяца слушателями лектория было соответственно 23, 23, 25 участников хора, а членов производственного коллектива было 9, 12, 20 человек. К концу первого года и во втором году обучения в музыкальном лектории охват аудитории возрастал от месяца к месяцу и в итоге достиг 100%. К работе музыкального лектория в первый год было привлечено 645 человек, из них 225 участников хора и 420 членов трудового коллектива. Во втором годе обучения принимало участие 1062 человека, из них 282 участника хора и 780 членов производственного коллектива.

Совокупный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям подтвердил правильность выдвинутых нами критериев и позволил сделать следующие выводы:

Наиболее активное приобщение членов производственного коллектива к художественным ценностям осуществляется при условии взаимодействия занятий личности в цеховом хоровом коллективе, концертной деятельности творческого объединения и занятий музыкального лектория, учитывающих важнейщее педагогическое условие решения проблемы – корректировку и расширение числа художественно-эстетических ценностей, адекватных меняющемуся духовному опыту личности.

Значимость и особенности проделанной опытно-экспериментальной работы учитывали в каждом вышеуказанном направлении взаимодействия системного приобщения личности к художественным ценностям внутренние педагогические условия, важнейшими из которых являются: признание и поощрение деятельности творческого коллектива администрацией и общественными организациями предприятия; активное участие хора в различных мероприятиях завода и внешней среды, учет пассивных и активных форм приобщения личности к художественным ценностям, расширение числа художественных ценностей в репертуаре коллектива, учитывающего индивидуальные потребности, специальные навыки и умения личности.

Проведенная опытная работа показывает, что в современных условиях развития общества приобщение членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям должно учитывать массовый опыт развития художественной самодеятельности. Преемственность, приближение художественной самодеятельности к месту производственной деятельности членов коллектива выступают как принципы приобщения рабочих к художественно-эстетическим ценностям.

Современные художественные коллективы имеют значительный творческий потенциал, реализация которого может способствовать культурному развитию как личности, так и коллектива, производственной деятельности последнего при условии наличия цеховых центров, лидеров художественной самодеятельности и поддержки администрации.

Исследование показало, что художественная самодеятельность может выступить фактором приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям при опоре на такие организационно-педагогические условия, как учет интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближение художественной самодеятельности к месту профессиональной деятельности членов коллектива; приобщение членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям будет носить этапный характер; возвышение духовных потребностей членов коллектива; моральная и материальная поддержка участников художественной самодеятельности со стороны администрации и спонсоров; развитие лидерского подхода к организации самодеятельности членов производственного коллектива.