Вышеуказанные компоненты педагогического процесса существуют и, как показал опыт нашей исследования, способствуют своеобразному развитию личности в творческих объединениях, работающих в условиях производственного коллектива. В деятельности последних большое внимание уделяется не только развитию творческих качеств, навыков, мастерства отдельных членов, но и коллективному, групповому общению, развитию и возвышению духовных потребностей индивида, приобщению его к художественным ценностям. Психолого-педагогический процесс влияния на отдельную личность проявляется в нескольких направлениях:
- воспитание креативности творческой личности;
- развитие ее коллективистских и коммуникативных качеств;
- формирование общественной направленности личности;
- ее приобщение к духовным ценностям.
Любой вид художественной деятельности творческого коллектива можно рассматривать как уникальное явление. Члены творческого коллектива, активно соприкасаясь с искусством, стараются познать его тайны, убеждаясь в том, что глубокое понимание искусства возникает лишь тогда, когда человек не просто созерцает его или просто разговаривает о нем, а учится искусству на самом искусстве. Ученые утверждают, что искусство – мощный аккумулятор духовной культуры, хранитель человеческих ценностей (51,с.262).
Работа любого творческого объединения оценивается по конечному результату. В условиях производственного коллектива это, например, концерт художественной самодеятельности в цехе, на смотре производственного объединения, района, города, области, участие в культурном мероприятии цеха, предприятия, вечер отдыха, новогодние праздники, Международный женский день 8-го марта, выставки декоративно-прикладного искусства и т.д. В качестве продукта этого результата выступают, с одной стороны, репертуар (для исполнительского коллектива), поделки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки, работы художников, а с другой стороны, руководство психолого-педагогическим процессом развития личности (изменение интеллектуального, креативного, коммуникативного уровня участников коллективов). Регулярное и целенаправленное обращение к произведениям искусства приводит человека к активному созиданию духовных ценностей для себя, для других. Мы согласны с Г.С. Тарасовым, который подчеркивает, что в духовной деятельности индивид, объективируя себя, одновременно обнаруживает перспективу своего развития и, таким образом, его духовная потребность выступает как своеобразная потребность духовного саморазвития (190,с.5).
В ходе нашего анализа философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований мы установили, что определение понятия «духовность» дается по четырем основным направлениям:
- духовность как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, т.е. корни духовности находятся в продуктах жизнедеятельности: памятники старины, произведения науки и искусства (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, А.Н. Веселовский и др.);
- духовность как особое состояние личности, возникающее под влиянием ситуативных и личностных факторов. Духовность рассматривается как психологический феномен осмысления человеком определенных ценностей (З. Фрейд, К. Юнг и др.);
- духовность как принцип самореализации и саморазвития личности (Л. Г. Брылева, Г.А. Балл, А. Маслоу, В.А. Черкасов, Г.Н. Мусин, И.В.Силуянов, К. Ямперс и др.);
- духовность как божественное откровение (Н.А. Бердяяв, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Б.С. Братусь и др.).
Наполнение понятия духовности различным семантическим смыслом позволяет обозначить различные ценности в жизнедеятельности личности. Рассматривая проблему духовности и духовных ценностей в целом, можно выделить следующие особенности их бытования:
- непреходящий характер существования высших духовных ценностей, выражение в них предельных смыслов, жизненных параметров и ориентиров человеческой жизни и познания;
- направленность на идеальное.
Обращаясь к теории творчества, подчеркнем, что существуют различные его уровни. Наиболее распространенным является положение о том, что к творчеству может быть отнесена лишь деятельность, результатом которой является создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью, полезностью, содействующих прогрессу общества. Такое творчество и его результаты можно отнести к высокому уровню. Но не менее ценной стороной сущности творчества является процесс саморазвития личности, ее самовыражение в любой художественно-творческой форме, где природа, динамика и генезис его результатов могут объективно находиться на более низком уровне, но в психологическом аспекте имеют принципиально важное значение для личности. Опыт нашего исследования показал, что творческая продукция, созданная в досуговом художественном коллективе для своих товарищей по трудовому процессу, имеет благоприятные психолого-педагогические последствия для личности, стимулирует и изменяет ее творческие и художественные потребности, подвигает на новые проекты самодеятельного творчества. В системе досуга реализуются ценностно-ориентационные установки членов коллектива, есть возможность высказать свою точку зрения, поделиться опытом и ценностными идеалами с товарищами по работе, участвовать в их воспитательном процессе. Деятельность личности в досуговом коллективе оказывает благоприятное влияние на творческую потенцию ее участников и способствует активизации процесса их приобщения к художественным ценностям.
Как известно, основное положение современной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) состоит в том, что психологическая деятельность вырастает из практической, психологические процессы сама личность формирует прижизненно. Следовательно, участие личности в художественно-творческой деятельности способно повлиять на креативные, коммуникационные, духовные и другие особенности участников творческого коллектива. В.А. Сухомлинский утверждал, что «процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие людей. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество. Возможности для творчества безграничны» (188,с.523).
Досуговое объединение производственного коллектива обладает уникальными психолого-педагогическими возможностями влияния на личность в непосредственной близости от рабочего места, станка, (в комнате отдыха), где каждый человек может получить «эстетическую зарядку». По мысли В.Е. Семенова, главная специфика художественного коллектива заключается в том, что в силу своего характера он обладает большим потенциалом подлинного совместного творчества. В отличие от заранее технологически стандартизированной и преимущественно пооперационной индивидуально выполняемой деятельности в производственном коллективе, в художественном объединении происходит преимущественно творческое взаимодействие, общение в процессе создания художественного образа (169, с.62).
Анализ взглядов ученых на теорию художественных ценностей показывает, что при исследовании проблемы мы должны опираться на следующие положения:
- художественные ценности являются частью духовных ценностей человеческого бытия и создаются личностью в условиях профессионального или самодеятельного вида творческой деятельности;
- художественная деятельность является одним из способов «удвоения» потребности реальной человеческой жизни, воплощенная в продукте этой деятельности, и позволяет личности накапливать, качественно преобразовывать свои духовные потребности и ценности;
- художественная деятельность и ценности осваиваются личностью в различных социальных институтах, среди которых особое место занимает производственный коллектив;
- проблема приобщения членов производственного коллектива к художественным ценностям может успешно решаться в условиях рационального и творческого использования свободного времени посредством занятий личности в творческом объединении (в нашем исследовании – хора русской народной песни);
- рассмотрение процесса приобщения членов производственного коллектива к художественным ценностям обусловило выбор методологических принципов исследования: культорологического, аксиологического и деятельностного подходов исследования проблемы.
Теоретическое и практическое осознание проблемы потребовало ретроспективного анализа вопросов организации и развития художественной самодеятельности в целом, а также и в производственном коллективе. Этой проблеме и будет посвящен следующий параграф нашего исследования.