1.2 Ретроспективный подход к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе
Современное самодеятельное хоровое творчество развивается на основании традиций. Оно имеет достаточно богатую историю, выступающую теоретической и практической основой развития художественной самодеятельности производственных коллективов. Для выяснения предпосылок развития самодеятельного хорового творчества трудовых коллективов в прошлом и в настоящее время мы обратились к ретроспективному анализу жизнедеятельности этого социального феномена.
Музыка и хоровое пение выступают важными духовными ценностями, удовлетворяющими эстетические потребности человека. Различные жанры народно-песенного искусства существуют с незапамятных времен. Однако профессиональная основа развития хорового пения была заложена с открытием Петербургской (1862 г., А.Г. Рубинштейн) и Московской (1866 г., Н.Г. Рубинштейн) консерваторий. Большое значение в развитии хорового искусства сыграли Музыкальные классы (организованы в 1860 году.) и Бесплатная музыкальная школа (1862 г., М.А. Балакирев, К.Я. Ломакин), общедоступная деятельность Русского хорового общества, музыкально-хоровые классы Н. Привалова, хора народной песни в Народном доме на Введенской площади, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве, частных хоров В. Серовой, А. Городовцева и др. Развитию самодеятельного творчества способствовала деятельность крупных предпринимателей С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, вкладывавших деньги в социальное развитие своих предприятий.
В конце ХIХ века организовываются различные общества по искусству, которые занимались развитием любительского творчества. На Всероссийском съезде обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы, проходившем в 1908 году, отмечалось: «Целью съезда обществ народных университетов начала ХХ века было самообразование рабочих…, а также содействие организации просветительских народных развлечений» (81,с.90). В некоторых губерниях были организованы курсы для руководителей любительских хоровых коллективов. Так, например, в Пермской губернии с 1896 по 1910 годы певческие курсы окончило более 2,5 тысяч человек (125,с.106). Однако в целом говорить о массовом характере организуемых курсов нельзя (пример с Пермской губернией, как признавали современники, был исключением).
В дореволюционной России Челябинск был небольшим захолустным купеческим городком. В 1869 году появился первый очаг культуры – купеческо-дворянский клуб «Челябинское общественное собрание». В 90-х годах XIX века в городе проживало около шести тысяч человек. У истоков хорового искусства стояли известные в городе богатые люди: врач В.Г. Жуковский, спиртозаводчики братья Покровские, управляющий винными складами М.Д. Кетов, которые имели свои оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. С появлением в 1892 году железной дороги в культурной жизни города наметился новый этап развития. Центрами общественной жизни были клубы: железнодорожный (1902 г.), общественного собрания, Новый клуб и Народный дом (1903 г.), в которых организовалось несколько хоровых коллективов. В 1909 году городские власти сделали попытку создать городской любительский хор. Был разработан устав коллектива, однако он не устроил полицию, которая в своем предписании указывала на необходимость принятия следующих пунктов:
- репертуар хора утверждается полицией;
- частушки о русско-японской войне запрещаются;
- воспрещаются также и песни, задевающие честь жены бывшего командующего русскими войсками в Порт-Артуре госпожи Стессель (35, с.28.).
К 1917 году Челябинск оставался уездным городком, в котором основными промышленными предприятиями были завод «Столь и К» (около 500 рабочих и служащих), изготовлявший сельскохозяйственную технику, железнодорожные мастерские и локомотивное депо.
Наиболее активное развитие художественная самодеятельность получила при советской власти. Она находилась в ведении профсоюзов. Периодизацию развития самодеятельности в советский период, по мнению А.Н. Сохора и А.С. Каргина, можно разделить на четыре этапа. Первый - 1917 – 1932 гг.; второй – 1933 - 1960 гг.; третий - 1960 до 1991 гг.; четвертый – 1991 г. по настоящее время.
Первый этап (1917 – 1932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Происходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым формам творчества, обогащение их содержания; поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.
Проблемы теории и практической работы художественной самодеятельности поднимались на нескольких всероссийских конференциях: музыкальная конференция (1929 г.), первая хоровая конференция (1930 г.), конференции по массовой музыкальной работе (1931 г.). Своеобразным подведением итогов развития самодеятельного творчества стала 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, которая прошла в 1932 году в Москве.
Второй этап (1933 – 1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков. Возникли новые музыкальные жанры - эстрадные оркестры, укрупнились оркестры народных инструментов, появились ансамбли песни и танца. С начала 60-х годов лучшие самодеятельные коллективы отмечались почетными званиями «народный», «образцовый».
Третий этап (1960 - 1991 гг.). Произошел качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, звание «народный» получило свыше 10 тысяч творческих объединений. Количество участников, занимающихся любительским творчеством, выросло с 9 до 30 миллионов. Появились новые жанры самодеятельного искусства – авторская песня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества. В этот период появились первые теоретические работы, связанные с развитием художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива.
Четвертый этап (с1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворцы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.
Пониманию современного состояния и проблем организации и развития духовного потенциала членов производственного коллектива может помочь ретроспективный анализ становления и обогащения культурно-просветительной деятельности (термин употреблялся до 1991 года) трудовых коллективов. С этой целью мы осуществили ретроспективный анализ, используя при этом методику изучения нормативных документов, статистических данных, материалов монографий, научных сборников, публикаций в периодической печати, выводов научных исследований смежных проблем науки и искусства. На каждом этапе своего развития социально-культурная деятельность трудового коллектива была направлена на решение тех проблем, которые обусловливались объективными экономическими и социальными задачами.
В конце 1970-х начале 80-х гг. произошло расширение границ отечественной педагогики и психологии. Появилось новое направление теории воспитания и развития личности - педагогика досуговой деятельности трудового коллектива. Это наука о закономерностях, принципах, содержании, средствах, методах и формах обеспечения всестороннего и гармонического развития личности в условиях профессионально-трудовой и связанных с ней других видов социальной деятельности. Этой проблемой занимались Л.Н. Коган, В.П. Одинцов, Б.М. Иванько, А.Н. Алексеев, Н.Т. Пищулин, Г.П. Орлов, В.И. Волков и др. В этот период появляются работы о деятельности культурно-просветительной работы в условиях производственного коллектива. Известные ученые М.Т. Иовчук и Л.Н. Коган, говоря о творческой деятельности масс, подчеркивали, что «художественная самодеятельность является одним из важнейших средств самореализации личности, ее разностороннего развития» (88, с.42.). Продолжая эту мысль, Б. Берзин отмечает, что «участие в художественной самодеятельности может быть рассмотрено и как средство повышения социальной значимости личности, так как способствует комплексному творческому прогрессу» (18). Определяя самодеятельное творчество как социальное явление, А.Г. Михайлик подчеркивает, что кроме активного творческого приобщения широких масс к культуре, самодеятельное творчество трудящихся необходимо рассматривать как сферу социальной активности рабочих и служащих, вызывающую у них творческие потенции и в области непосредственно производственного процесса (129, с.106).Это мнение дало возможность Л.П. Подобе говорить «о взаимодополняющих функциях трудового коллектива и объединения художественной самодеятельности в воспитании социальной активности трудящихся» (154). Эта мысль постоянно подтверждалась в практике работы производственных коллективов, где большой процент социально активных рабочих являлись активными членами художественных коллективов. Б. Берзин в своем исследовании «Первичный производственный коллектив в системе культурной деятельности советских рабочих» подчеркивает значение производственного коллектива в жизни трудящихся: «Социалистический коллектив дает человеку проявить свои творческие способности, расширить и обогатить свой духовный кругозор» (18).
Делая предварительные выводы, отметим, что появление нового направления отечественной педагогики дало трудовому коллективу методику решения воспитательных задач, сделало возможным обеспечивать достаточно высокую эффективность идеологического и педагогического воздействия на поведение и деятельность личности в свободное время.