Смекни!
smekni.com

Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям (стр. 5 из 27)

Появление такой отрасли научного знания как теория и методика культурно-досуговой деятельности дало возможность научно-обоснованного подхода к изучению социально-культурной активности трудящихся масс в условиях свободного времени, стимулирования всесторонне развитой личности путем ее вовлечения в процесс самодеятельного творчества и рационального досуга. Основные задачи в области культурно-досуговой деятельности трудовых коллективов, их роль в деле организации свободного времени трудящихся были отмечены в документах XVI съезда профсоюзов: «Забота о человеке, разумеется, не заканчивается и не может заканчиваться у выхода из заводской проходной. Огромная область нашей социальной политики связана с улучшением быта советских людей, заботой об их здоровье и отдыхе, о том, чтобы трудящиеся и их семьи могли разумно, с пользой для себя и общества распоряжаться свободным временем; техническое творчество, занятия физкультурой и спортом, художественная самодеятельность – все это стало потребностью миллионов» (124, с. 96).

В 70-80 годы появился ряд научных работ М.М. Гитман, И.П. Лейберова, Г.С. Бужинской, В.Г. Велединского, В.Е.Триодина, И.А.Громова, М.П. Ким, В.Т. Иванова, В.Г. Мордковича, В.С. Цукермана и др. по обобщению опыта деятельности трудовых коллективов в стимулировании всестороннего и гармонического развития трудящихся. В них указывались культурно-просветительные функции трудового коллектива, которые проявились:

- в вовлечении трудящихся в процесс непрерывного просвещения, постоянного овладения ценностями отечественной и мировой культуры;

- в развитии различных видов и форм самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного и социального творчества;

- в обеспечении рационального отдыха, способствующего снятию физического, интеллектуального, нервного напряжения, вызванного профессионально-трудовой деятельностью и стимулирующего дальнейшее физическое и духовное развитие личности.

В этот период появляются работы Р.К. Пастухова, Г.А. Павлова, Г.И. Кашликова, В.Г. Велединского и др., в которых обобщен опыт деятельности художественных объединений в условиях производства. В них даются методические рекомендации руководителям – общественникам по организации учебно-воспитательной работы самодеятельности. В специализированных журналах «Клуб и художественная самодеятельность» и «Культурно-просветительная работа» были опубликованы статьи Л.А. Гордона, Н. Шевлякова, М. Богданова, В.И. Носова и др., в которых авторы обращаются к таким проблемам, как:

- удовлетворение духовных потребностей людей, занятых «нетворческими» профессиями;

- решение некоторых социальных вопросов (определение детей в ясли, сад, группы продленного дня в школе) как фактора резерва свободного времени и возможности участия личности в самодеятельности;

- расширение функций культурно-досуговой деятельности в условиях свободного времени.

В период 1970 – 80 гг. правительство страны приняло нормативные документы, основная цель которых была направлена на развитие самодеятельного творчества трудящихся непосредственно у рабочего места в сфере производства: «Об улучшении работы красных уголков предприятий» (1970 г.), «О работе Советов профсоюзов» (1971 г.), «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.). В этих документах поднимались следующие важные проблемы:

- решение вопроса о кадрах в области культурно-досуговой деятельности (профессиональные работники и талантливые организаторы - общественники свободного времени из трудового коллектива);

- активное участие правлений домов, дворцов культуры в культурно-просветительной работе красных уголков;

- восполнение нехватки квалифицированных кадров лучшими участниками клубной художественной самодеятельности, обладающих организаторскими способностями;

- направление последних в учебные заведения культуры и искусства за счет средств профсоюзов и оказание им необходимого содействия для поступления в учебные заведения;

- приобщение членов трудовых коллективов к участию в художественных объединения, где основу репертуара должны занимать высокохудожественные произведения отечественной драматургии, музыки, хореографии;

- организация регулярных смотров цеховой художественной самодеятельности производственных коллективов.

Проблема приобщения и развития духовных потребностей личности нашла отражение в Конституции СССР (1977): «Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей, дарований» (96, с.20) и далее: « приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания… повышения их культурного уровня….. всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества» (там же, с. 27).

Стимулированию вопросов расширения и развития профессионального и самодеятельного творчества способствовали: юбилейные даты образования государства; празднования Дня Победы; XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов; Олимпийских игр и т.д. В этот период были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества (1975-77, 1985-87 гг.) Всесоюзный фестиваль народных хоров, ансамблей песни и танца (1990 г.)

В проведении первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества принимало участие свыше 25 млн человек. 2900 коллективов художественной самодеятельности отмечены высоким званием лауреата и Большой золотой медалью, 3050 коллективов удостоены звания дипломантов I и II степени, 20 тысяч коллективов заводов и фабрик, учебных заведений награждены вымпелами «За достижения в 1-м Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся», лауреатами стали 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся, военнослужащих.

Ретроспективный анализ нормативных документов показал, что в 1960 – 1980 гг. уделялось большое внимание вопросам развития художественной самодеятельности как одной из форм реализации свободного времени, рациональному использованию творческих способностей личности, приобщения ее к духовным ценностям.

В условиях производственного коллектива одним из важнейших центров воспитательной работы в сфере свободного времени стало самодеятельное творчество, которое способствовало:

- осуществлению внепроизводственных контактных связей, развитию коммуникативных качеств личности;

- удовлетворению и изменению духовных запросов и потребностей личности;

- участию членов художественной самодеятельности в общественной жизни предприятия и во внешней среде.

В исследованиях по педагогике культурно-досуговой деятельности ключевыми понятиями являются творчество, самодеятельность, художественная деятельность.

По определению Ф.И. Прокофьева, «художественная самодеятельность – это организованное художественное творчество населения, развивающееся в системе кружков, студий и т.д. Организованность – единственный признак, отличающий систему художественной самодеятельности от более широкого явления – массового художественного творчества» (157, с.28). По мнению других авторов, «самодеятельность – творчество лиц, не занимающихся искусством профессионально. Музыкальная самодеятельность включает индивидуальное и коллективное исполнение инструментальной и вокальной музыки силами любителей… участники самодеятельности состоят членами самодеятельных коллективов, которые организуются при различных предприятиях, учреждениях и т.д. (133, с.835).

Любой самодеятельный коллектив – это творческое сообщество людей, деятельность которого направлена на удовлетворение личностных духовных потребностей каждого его члена. В педагогике творчество определяется как «сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества» (100, с.311). Философское понимание творчества в искусстве предполагает самовыражение, открытие, изобретение, которое направляет человеческую мысль на путь «вечного возвращения» – постоянной переинтерпретации (101,с.370.). В.И. Андреев отмечает, что «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешения противоречия (решения творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» (4, с.427).

В нашем исследовании мы рассматриваем художественную самодеятельность производственного коллектива как социально-педагогическую ценность, осуществляющую:

- информационно-познавательную функцию;

- коммуникативную функцию;

- социальную функцию, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов культуры, обеспечивающую тем самым преемственность в культуре, способность «транслировать ее от поколения к поколению;

- эстетическую (гедонистическую) функцию, поскольку она несет в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, языке, пластике, формах;

- воспитательную функцию, способствующую развитию и изменению духовных (художественных) ценностей и потребностей личности.

Художественная самодеятельность (хор русской песни) является неотъемлемой частью всей музыкальной культуры. Хоровое пение подразделяется на два вида – академическое и народное. Основными жанрами народного хорового пения стали народные песни, обряды, произведения профессиональных и самодеятельных композиторов. Кроме того, в народном хоровом коллективе широко применяются хореография, режиссура (постановка обряда) произведения, инструментальное сопровождение, разновидности ансамблей, исполнение сольных номеров, а также прозаический и поэтический тексты и т.д.