Анализ показал, что хоровой самодеятельности принадлежит одно из первых мест в музыкальной жизни современного общества. Это объясняется следующими причинами:
- общедоступностью хорового пения в народе, что делает его распространенным как в организованных, так и неорганизованных формах исполнения;
- традиционностью хорового пения в народе, которое не требует обязательного сопровождения на музыкальных инструментах;
- многообразием песенного репертуара;
- естественным желанием личности научиться петь для себя в кругу друзей;
- естественным сочетанием и слиянием личности (Я) и коллектива (МЫ); «Я – МЫ» - концепция хорового пения;
- повышенным интересом общества к традиционной культуре, народному, церковному пению, этнологии, фольклору, народному художественному творчеству.
Таким образом, хоровое пение, являясь частью народного искусства, выполняет следующие социально-педагогические функции:
- гармоническое развитие личности с учетом ее половозрастных и психофизиологических особенностей;
- развитие эмоциональной, эстетической, этической, интеллектуальной сферы личности;
- формирование и развитие познавательных интересов;
- совершенствование духовного мира личности;
- выработка и коррекция мировоззренческой позиции;
- информационная и интеграционная функция;
- коммуникативная функция;
- гедонистическая функция;
- развитие творческих способностей;
- удовлетворение и возвышение творческих и художественных потребностей.
Самодеятельные творческие объединения производственных коллективов как явление культурной жизни этого феномена можно разделить на три уровня: художественная самодеятельность производственного коллектива; цеха, отдела; бригады. В годы советской власти в связи со строительством промышленных предприятий хоровая самодеятельность продолжала динамично развиваться. В 1935 году в Челябинске прошли смотры на предприятиях и учреждениях, затем - клубные и районные олимпиады, в которых приняло участие более шести тысяч человек. Завершилась олимпиада заключительным концертом лауреатов. К концу 30-х годов в городе работало около 30 клубов. Многие имели баяны, киноустановки. Только во дворце культуры ЧТЗ к началу 40-х годов насчитывалось 32 самодеятельных коллектива, в которых занималось более тысячи рабочих и служащих завода.
В годы войны самодеятельные артисты выступали в воинских частях, госпиталях, в производственных цехах. Активно работали коллективы завода имени С. Орджоникидзе. Большого развития получила самодеятельность на ЧТЗ, где в 14 цехах и 4 молодежных общежитиях занималось свыше 300 человек. В 1943 году возобновляется проведение смотров народного искусства. Так, городской смотр завершился большим концертом в театре имени С. Цвиллинга, в котором принимали участие 18 хоровых коллективов и более 20 солистов (35, с.78).
В послевоенные годы особо популярным и наиболее массовым было хоровое творчество. В каждом доме, дворце культуры были созданы хоровые коллективы, которые имели хоры-спутники на базовых предприятиях. В 60-80-х годах на предприятиях города проходили смотры художественной самодеятельности, в которых принимали участие сотни хоровых коллективов. Сформировались дворцовые хоровые коллективы, имеющие хоры-спутники в производственных коллективах, такими при ДК ЧМЗ являлись рабочая академическая хоровая капелла «Металлург» (рук.В. Стрельцов), хор русской песни (рук. К. Габрик), ДК ЧТПЗ хор русской песни (рук. А. Швидь), ДК им. С. Орджоникидзе хор русской песни (А. Печенкин), академический хор (рук. Ю. Галкин), ДК ЧТЗ хор русской песни (рук. Е. Степанов), ДК «Полет» хор русской песни (рук. Гр. Голубь), ДК им. Д. Колющенко хор русской песни (рук. И. Игнатьев), ДК пос. Синеглазово хор русской песни (рук. Ю. Сивков).
Предпосылки для создания хорошо организованной культурно-просветительной работы в системе производственных коллективов имелись. Так, в Челябинской области накануне перестройки (1981 г.) функционировали 338 клубов (1V группа – 65 клубов; V группа – 148 клубов; не входящих в пятую группу 125 клубов и 4575 красных уголков. В этих очагах культуры, расположенных на территории фабрик и заводов, занималось 48943 трудящихся-любителей разных видов искусств. Наибольшим спросом пользовались творческие кружки, в основе которых лежало коллективное исполнение:
Хоровые коллективы 820 – 25814 чел.
Оркестры 640 - 6537 чел.
Танцевальные 377 - 5807 чел.
Драматические 201 - 2785 чел.
ВИА 749 - 3582 чел.
Изобразительное искусство 43 - 603 чел.
В творческих коллективах работали 1808 руководителей - общественников, 734 профессиональных работников (по совместительству), остальные “культурные” точки существовали как место для проведения собраний или для разовых концертных выступлений филармонических коллективов. О размахе приобщения рабочих и служащих к эстетическим ценностям 80-х годов ХХ века смотрите в табл. 1.
Таблица 1
Сведения о состоянии художественной самодеятельности производственных коллективов Челябинска в 1979 - 1981 гг.
Районы | Общеекол-во худ.самодеят. | Кол-во коллективов и участников худ. самодеятельности, принимающих участие в смотре | |||||||||
в производственных коллективах | Хоровые | Оркестры | Вокальные анс. | Инструм. анс. ВИА | Чтецы | Танцев. | Солисты | ||||
1979 год | |||||||||||
1. Тракторозаводской | 2352 | 38 | 14 | 52 | 51 | 34 | 36 | 113 | |||
2. Металлургический | 2984 | 34 | 16 | 41 | 64 | 62 | 14 | 25 | |||
3. Калининский | 2793 | 18 | 6 | 12 | 21 | 11 | 7 | 14 | |||
4. Ленинский | 3149 | 28 | 12 | 33 | 14 | 37 | 16 | 33 | |||
5. Советский | 2136 | 17 | 5 | 34 | 15 | 39 | 14 | 55 | |||
6. Центральный | 2270 | 20 | 4 | 17 | 11 | 53 | 6 | 40 | |||
Итого: | 15684 | 155 | 57 | 189 | 176 | 236 | 93 | 280 | |||
1981 год | |||||||||||
1.Тракторозаводской | 2845 | 39 | 14 | 54 | 50 | 41 | 36 | 129 | |||
2. Металлургический | 6820 | 36 | 19 | 40 | 68 | 65 | 36 | 28 | |||
3. Калининский | 3100 | 19 | 8 | 12 | 25 | 14 | 10 | 17 | |||
4. Ленинский | 4150 | 42 | 8 | 39 | 19 | 40 | 19 | 32 | |||
5. Советский | 2920 | 26 | 7 | 40 | 21 | 40 | 17 | 60 | |||
6. Центральный | 3150 | 23 | 5 | 24 | 13 | 67 | 8 | 48 | |||
Итого: | 22985 | 185 | 61 | 209 | 196 | 267 | 126 | 314 |
Ретроспективный анализ научных исследований проблемы культурно-досуговой деятельности производственных коллективов показал, что авторы обращались к общим вопросам организации и методологии свободного времени в материально-духовном пространстве производственного коллектива, частным вопросам кадровой политики в области творческой деятельности, постановке самого феномена проблемы организации технического и художественного творчества. Однако проблема приобщения личности к художественным ценностям в условиях производственного коллектива не нашла своего научно-практического отражения в этих исследованиях.
Анализ практики и опыта художественной самодеятельности производственных коллективов позволил нам сделать следующие выводы:
- производственный коллектив – своеобразный институт воспитания и развития личности, рациональной организации её свободного времени, творческого развития и возвышения;
- в производственном коллективе исторически сложились различные формы культурно-досуговой работы, часть которых необходимо возродить в современных условиях рыночной экономики;
- ведущей формой приобщения членов производственного коллектива к духовным ценностям является исторически обусловленное и актуальное по сути народное хоровое пение, требующее своего возрождения в современных трудовых коллективах.
- при изучении и организации регионального самодеятельного хорового искусства в условиях современных производственных коллективов необходимо учитывать богатые традиции феномена: выбор вида творческого объединения; организация смотров и концертов внутри коллектива и во внешней среде; учет положительного опыта со стороны администрации предприятия и цеха; возрождение функций комнат отдыха как центров культурно-досуговой работы в цехе, отделе; включение деятельности творческого объединения в планы культурно-досуговой работы предприятия.
Решение проблемы приобщения членов современного производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям потребовало разработки прогностического подхода к развитию художественной самодеятельности в этом социальном институте. Теоретическому обоснованию и описанию модели педагогического процесса будет посвящен третий параграф исследования.