Смекни!
smekni.com

Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям (стр. 8 из 27)

Следовательно, можно вести речь о наличии известных художественно-эстетических ценностях, интересах и потребностях членов коллектива в реализации своего творческого потенциала, выступающих предпосылками и выполняющих функции условий приобщения личности к художественной самодеятельности.

Анализ современного состояния феномена производственного коллектива показал, что потеряны многие приоритеты этого социального организма не только в производственном процессе, экономике, но и управлении сущностным смыслом целостного педагогического процесса руководства этого коллективообразования, включая производственный (материальный) и духовный в том числе – художественный процесс. В общих планах развития производственного коллектива сегодня, как правило, отсутствуют разделы культурного, эстетико-художественного воспитания личности, более чем на 50% сократились так называемые «красные уголки» – ныне комнаты отдыха (рекреации) и их руководство (1-2 человека, на общественных началах, профком цеха), не имеющих, за редким исключением, планов культурно-досуговой деятельности.

Трудность изучения художественно-эстетических возможностей современного производственного коллектива, с одной стороны, состоит в том, что принципы художественно-творческих интересов, ориентаций, мотивов и потребностей личности зависят не только от руководителя хорового коллектива, который пришел возрождать и возвышать «былые» творческие позиции, но и от понимания важности нравственно – эстетического воспитания, развития творческой личности в трудовом коллективе со стороны его руководителей. С другой стороны, в художественной самодеятельности в отличии от профессиональных коллективов есть одна существенная разница. В таких коллективах слиты воедино педагогический и художественный процессы. Подчеркнем, что в художественной самодеятельности художественно-педагогический процесс имеет два рода результатов: предметный и педагогический. Е.И. Смирнова пишет: «Художественный процесс в самодеятельности может и должен сопровождаться нехудожественной деятельностью: от актов неформального общения до участия в общественной деятельности. Однако неверно думать, что только эта воспитательная работа (которую и планируют как таковую) и воспитывает участника» (174, с.147). Мы считаем, что более сильным во всех случаях окажется педагогическое воздействие, которое сознательно или бессознательно заложено в основном виде деятельности – художественном процессе, т.е. в приобретении художественно-эстетических ценностей.

Сложность и специфичность педагогического процесса в художественной самодеятельности состоит в том, что основной целью здесь является создание художественного продукта, иносителем этой цели является не только руководитель, но и участники коллектива. Однако художественный продукт как цель может жестоко обходиться с объектом педагогического воздействия – хором, если он пока ограниченной одаренности и мастерства.

Сущность педагогического процесса заключается и в том, что реальные мотивы участия в художественной самодеятельности многообразны. Это индивидуальные художественные ценности, потребности, мотивы, установки, которые нужно руководителю не просто изучить, обобщить, классифицировать, но и на основе этого опыта выстроить педагогический процесс (при всем разнообразии) как ориентацию на такую творческую деятельность, которая даст качественный художественный результат. Участники, вовлеченные педагогом-психологом в интересный творческий процесс, будут идти к качественному продукту деятельности, хотя внешне это будет проявляться как интерес к творчеству. Исходя из приведенного, можно сформировать организационную модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям (схема 1.)

Схема 1

Организационная модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям

Личность участника и качество группы, изменившиеся в результате деятельности


Анализ практики, организация и выбор разнообразных видов художественной самодеятельности членов производственного коллектива показывают, что в период постсоциализма (так же как и раньше) необходимы:

- наличие материально-технической базы, включающей специализированные аудитории для занятий творческих коллективов; инструментарий; костюмы и т.д.

- наличие штата; руководителей различных жанров самодеятельности: хореографические коллективы (бальный, эстрадный, народный классический танец); оркестры и ансамбли народных и духовых инструментов, ВИА; студии сольного и академического хорового пения; хоровые коллективы ветеранов, народные хоры и фольклорные ансамбли; студии: драматические и художественного слова; авторской и эстрадной песни, цирковые;

- единый целенаправленный педагогический процесс, включающий перспективные планы (общие и каждого творческого объединения в отдельности), имеющий наличие творческих и педагогических целей, задач, форм и методов воспитания личности; участие в творческих смотрах различного уровня; концертные выступления в базовых производственных коллективах, учебных заведениях (школы, ПТУ, техникумы), в геронтологических домах, санаториях, детских садах; а также для наиболее одаренных и результативных коллективов – творческие маршруты по России, СНГ, близкому и дальнему зарубежью;

- наличие методического отдела, организующего работу во дворце, своем микрорайоне.

Как показал ретроспективный анализ, в современном производственном коллективе невозможно да и ненужно дублировать все виды творческой деятельности. Необходимо исходить из основных, реальных целей трудового объединения – обеспечения производственного процесса, продуктов материального производства. Исследование и обобщение опыта показало, что в современном производственном коллективе, исходя из интересов и потребностей его членов, целесообразнее всего создание хора народной песни, то есть такого вида художественной самодеятельности, который, как мы указывали ранее, полифункционален по своей природе (сольное, ансамблевое, хоровое пение, художественное чтение, хореография, пантомима, игра на народных инструментах – гармонике, деревянных духовых и ударных инструментах, жалейках, ложках, трещотках и т.д.). В своей творческой деятельности (репетиции, концерты) хор народной песни опирается на народное музыкальное творчество (различные жанры песен, фрагменты традиционных обрядов, обычаев и т.д.).

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что создание художественной самодеятельности в современном производственном коллективе (материально-техническая база, специализированные помещения, расписание и др.) тесно связано с объемом свободного времени личности (в клуб человек приходит, как правило, в свой выходной день, а в остальные репетиционные дни корректирует время и на работе, и в быту). Необходимость приближения художественной самодеятельности к производственной деятельности коллектива вызывается рядом обстоятельств.