С тех пор как человек выделился из мира природы, с тех пор как стал осознавать себя, он пытается ответить на вопрос: "Что есть человек? Что составляет его родовую сущность?" На этот вопрос отвечали мыслители всех времен. Они называли человека "общественным животным" (Аристотель); "божьей тварью" (теологи); "человеком разумным" (К. Линней); "существом говорящим" (И. Гердер); "играющим" (Ф. Шиллер); "экономическим" (Р. Дарендорф) и т.д. Каждое из этих определений фиксирует определенную чергу пли особенность человека, но не охватывает его полностью - сущность человека оказывается недоступной.
В XX веке некоторые исследователи предприняли попытку определить человека через способ существования, охватывающий и его мышление, и труд, и речь, и общение, и пришли к формуле "человек деятельным". Мы можем уточнить; "человек, культурный", ведь деятельность - это главный источник культуры. Через деятельность человек, осваивает и творит ее. В процессе деятельности человек выступает как некое единство субъект объектных отношений (человек как субъект культуры + человек как объект культуры = кулыура личности).
Человек не рождается с уже готовыми знаниями, умениями, навыками. Всем этим он овладевает. Культура - это та жизненная среда, которую создает человек и которая формирует человека. Она не существует где-то вне человека, вне человеческих общностей. Для ребенка, только что родившегося, культура - уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Ребенок овладевает речью, способностью прямохождения, свободой ориентации в пространстве. Затем основной формирующей становится художественное общение (сказки, рисование, песни, игры и т.д.), развивающее воображение. Далее доминантой становится познание мира и развитие абстрактного мышления. Из биологического существа ребенок превращается в разумное существо, способно», к труду и творчеству. От того, насколько он овладел уже созданной культурой, зависит его культуротворческая деятельность. Деятельности человека как субъекта (творца культуры) предшествует деятельность как объекта (потребителя) культуры. Без деятельности по освоению (распредмечиванию) уже созданной культуры (культурного наследия) она не станет достоянием человека. Освоив же культурное наследие, человек становится носителем определенных ценностей, идеалов, носителем способности к творчеству. сознание нового в любой сфере человеческой деятельности возможно лишь при условии усвоения всего созданною за предшествующее время. Творческий прорыв в математике, например, возможен лишь для человека, усвоившего уже полученные результаты математической науки. Не освоив азы (сложение, вычитание, умножение и деление), человек, не сможет постигнуть высшую математику. Изучая ее, он последовательно проходит все стадии ее становления и развития только в ускоренном темпе. Освоив же все добытые за последнее время знания, человек приобретает возможность творчески развивать математическую науку.
Культура готовит человека к творческой деятельности: взращивает, воспитывает, образовывает его. Культурный человек - это человек образованный, усвоивший достижения предшествующих эпох, готовый к культуро-творческой созидательной деятельности.
Культурный человек - это потребитель, носитель и творец культуры.
У человека, потребляющего культуру, вырабатывается избирательное отношение к вещам и предметам деятельности, формируется эстетический • вкус, стремление к знаниям, желание реализовать себя в неких новациях и т.д. Как носитель культуры человек приобретает умение накапливать информацию, что создает благоприятную почву для деятельности творческой личности. И, наконец, как творец культуры он способен максимально использовать в своей деятельности результаты освоенной культуры, находить нестандартные решения, видеть красоту в предметах и явлениях и запечатлевать ее.
Культурный человек — это человек, впитавший в себя уже созданную культуру, это образованный культурой человек, ставший носителем ценностей и идеалов определенной эпохи, готовый к творчеству. Культурный человек, являясь носителем культуры, олицетворяет собой свою эпоху и творит ее. В ходе истории культура непрерывно изменяется по своему содержанию и формам проявления (как результат кудьтуротворческой деятельности), соответственно изменяется и сам человек, .носитель и творец культуры. Влияние общества на личность зависит от характера этого общества. На каждом этапе исторического развития общество вырабатывает свой механизм социализации личности, то есть развития человека активного, полноценного члена общества - человека культурного. В ходе социализации осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.
В традиционном обществе в условиях примитивной хозяйственной деятельности и социокультурной статичности венцом социализации был обряд инициации подростка во взрослое состояние. Коллективный опыт передавался через устную речь, житейскую мудрость и опытность, которые пропорциональны возрасту. В основе традиционного воспитания лежали наблюдение, подражание, участие. Так осваивались труд, культурные ритуалы, обычаи, религия. Важным средством передачи традиции были ганцы, музыка, фольклор. Через них осваивались общепринятые нормы и ценности.
В современном обществе индивид получает возможность широкого выбора осваиваемых ценностей из культурного наследия и из современной культуры. Семья, друзья, школа и т.д. определяют содержание мировоззрения, знаний, опыта, идеалов, интересов индивида. Огромное значение для особенностей социализации, имеет классовая принадлежность индивида. В результате потребления культуры индивид становится личностью. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом.
Социально однородное первобытное общество рождает тип культуры, единый для всех его членов. А общество социально неоднородное формирует разные субкультуры в целостном культурном пространстве.
В средневековой культуре Европы различают четыре культурных слоя (субкультуры): крестьянский фольклорный, во многом сохраняющий традиции языческой культуры первобытности, религиозную субкультуру храма и монастыря; светскую субкультуру замка и дворца (рыцарская, придворно-аристократическая, политизированная, этизированная, эстетизированная), субкультуру города (бюргерская культура ремесленников, торговцев, представителей интеллигенции).
В одной и той же социальной среде возможен широкий разброс уровней и качеств культуры в разных людях. Этот разброс был минимальным в традиционных культурах, поскольку общий культурный минимум был обязателен для всеобщего усвоения в той ил» иной общественной среде. Различия обуславливались и индивидуальными, но в большей степени социально-групповыми факторами. Социальное и культурное сливалось и становилось мало различимым.
Литература
личность человек социальное биологическое культура
1.Калач Е.Б.: «Культурный человек: учеб. пособие для студентов». Гомель,2000 г.
2.Социально-гуманитарные знания//С.Г. Спасибенко: «Биолого-генетические основания социальной культуры человека»,2001 г.,№3