Введение
Итальянский художник, писатель, инженер и ученый выдающихся и многосторонних способностей. Обучался во флорентийской мастерской ВЕРРОККИО. В ранней работе изображено «Благовещение » на фоне пленэрного пейзажа. Его необычайная авторская манера и новаторские методы монохромного моделирования «фигурдо» введения цвета можно увидеть в огромной неоконченной картине «Поклонение волхвов» (1481). Посредством такой подготовки развил эффект «sfumato », заключающийся в слегка размытых контурах и ставший отличительной чертой миланской школы. С 1483 г. работал в Милане для семьи Сфорца, и его первым заказом была «Мадонна на скалах», где он изобразил фигуры святых в мистическом свете на фоне фантастического пейзажа. Новаторская «Тайная вечеря» в Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной в Милане, является одной из самых значительных работ художника. Его экспериментальная техника живописи маслом по сухой грунтовке привела к тому, что живопись уже при его жизни начала портиться. Он предпринял подготовительные работы и создал огромную модель для конного памятника Франческо Сфорца , но этот проект не был осуществлен в связи с вторжением французов в Милан в 1499г.
Леонардо возвратился во Флоренцию и в последующие годы написал, среди прочих работ, «Мону Лизу» и несколько вариантов «Мадонны с Младенцем и Святой Анной». Последние годы Леонардо провел беспокойно - жил в Риме и Флоренции, в конце концов, переехал во Францию под покровительство Франциска I. В последние годы жизни мало рисовал, но активно занимался другими областями деятельности, посвящая себя научным экспериментам и скрупулезным наблюдениям за природой. Значительное число его дневников и чертежей, часть из которых храниться в Королевской Библиотеке в Виндзоре, свидетельствует о его неповторимом исследовательском уме и исключительном интеллекте. Основными объектами исследований являлись:
• анатомия (Леонардо производил вскрытие тел и подробно описывал внутренние органы);
• ботаника;
• движение воды, нередко с идеей управлять течение рек;
• военные машины и летательные аппараты, демонстрирующие изобретательность, но в большинстве крайне непрактичные;
• архитектура.
Художник проектировал центрально-симметричные церкви (которые могли оказать влияние на Браманте ). Леонардо не был ученым-гуманитарием и, кажется, мало интересовался классической литературой и культурой. Следовательно, он не был типичным гуманистом, но он завоевал при жизни огромную репутацию и убедительно доказал, что художник - это мыслитель, а не ремесленник.
Жизнь и творчество
Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном Архиве Флоренции. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись:«1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи». Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккат-табрига .
Молодой отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, живя в Винчи. Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г. Здесь он вскоре потерял свою жену и женился вторично.
В 1466 г. четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436—1488). Во Флоренции сложились его интересы, были накоплены его первые знания.
Другой флорентийский художник, Антонио Поллайоло (1429—1498), мастерская которого находилась рядом с мастерской Вероккьо, производил рассечение трупов, чтобы изучить мускулы и суставы. Прилежно изучал анатомию в те же годы флорентийский художник Беноццо Гоццоли (1420 - ок.1497).
В общении с такими мастерами-экспериментаторами, наблюдателями, исследователями рос и развивался молодой Леонардо. В конце мая 1472 г. на вершине фонаря Санта Мариа дель Фиоре были установлены золотой шар и крест. Выполнение этой технической задачи было в 1468 г. поручено Вероккьо, и юный Леонардо был ближайшим свидетелем разработки проекта. В том же 1472 г. Леонардо кончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию». Если даже неверно указание, что Леонардо уже в юности поставил вопрос именно об этом канале, бесспорно, что именно Флоренция дала Леонардо первый стимул к техническому творчеству. Изобретение им машин для прядения и крутки шелка, для обработки сукна более чем определенно указывает на Флоренцию — в то время крупный центр шелковой и шерстяной промышленности. Тем не менее, общественные условия не благоприятствовали деятельности Леонардо-техника. В 1469 г., т. е. примерно тогда, когда семья Пьеро да Винчи переселилась во Флоренцию, у власти стал Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным.
В 1478 г. Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио. Работа шла медленно — видимо, и тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате она так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу.
Несмотря на происходившие в 1478 г. во Флоренции большие события, Леонардо не прекратил своё творчество,а напротив написал две своих немало известных картины — «Мадонна Бенуа» находящаяся в Санкт-Петербургском Эрмитаже,а также картину «Святой Иероним».
Удивительным было то, что, как бы ни судили во Флоренции о значении живописи, материальное положение Леонардо и других художников оставалось трудным. Известно, что ему из-за нужды пришлось производить окраску часовой башни Сан Донато золотом и ультрамарином. В записях Леонардо встречаются гневные строки, направленные против «трубачей и пересказчиков чужих произведений», чванных и напыщенных, гордящихся своим книжным образованием. Понятно, почему взоры Леонардо-изобретателя, Леонардо-техника от медичейской Флоренции с ее культом Платона и утонченной искусственной литературой, подражающей античным образцам, обратились к Милану.
Милан в те времена был одним из богатейших городов Италии. Официально правителем его считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца , по прозванию Моро. К его двору стекались поэты, гуманисты, ученые.Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета.
Около 1482 г. Леонардо обратился к Лодовико Моро с письмом, в котором предложил ему свои услуги в качестве инженера. Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланских правителей. Также в письме Леонардо подробно перечислял некоторые из секретов военного ремесла, которыми владел, такие например как постройка лёгких, но при этом очень прочных переносных мостов, знание о сооружение различных артиллерейских оружий и многие другие свои познания, говорившие о неординарности его личности.
Так произошло переселение Леонардо в Милан, и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни (1483—1499). Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником».
С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся всеми отраслями военной техники. Его записи и рисунки этого времени являются как бы реализацией той программы, которая была изложена им в письме к Лодовико Моро: переоборудование укреплений Миланского замка, осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т. д.
В 1487—1490 гг. Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, однако его кандидатура была отклонена. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо незадолго до того забрал свою модель, обещая вернуть ее. Он не вернул ее и не участвовал в новом конкурсе. Победителями вышли строители собора Амадео и Дольчебоно, которые закончили тамбур в 1500 г.
Несмотря на отсутствие непосредственных практических результатов, проект имел большое значение в творческой биографии Леонардо. К этому именно времени относится большое количество рисунков, показывающих, как упорно размышлял Леонардо над проблемами купольного перекрытия и различными формами его архитектурных решений. Рисунки показывают, что Леонардо как бы экспериментировал мысленно, перебирал в уме различные возможные варианты.
К миланскому периоду жизни Леонардо относится ряд его заметок по строительной механике — по теории арки и сводов. Леонардо теоретически и экспериментально разрабатывает вопросы о сопротивлении материалов, являясь в этом отношении предшественником Галилея. Позднее им были задуманы особые трактаты о трещинах в стенах и средствах предотвращения их.
Много места в творчестве Леонардо да Винчи занимали гидротехнические проекты. Политические и экономические условия были таковы, что эти замыслы не получили осуществления при его жизни.
Так же как и во Флоренции, Леонардо приходилось растрачивать свою техническую изобретательность на декоративные, пышные празднества и затеи. Здесь он устраивал празднества в честь свадьбы племянника Моро, Джан-Галеаццо и внучки неаполитанского короля, Изабеллы Арагонской (1489 г.), организовывал грандиозные состязания на копьях к свадьбе Лодовико Моро с Беатриче д'Эсте, дочерью феррарского герцога (1491 г.). В Милане Леонардо соприкоснулся с университетской наукой, с аристотелианскими научными традициями не в чисто схоластической средневековой форме, а с традициями, значительно обновленными под воздействием новых веяний, характерных для периода Возрождения. Так-же в Милане Леонардо общался с инженером и философом Пьетро Монти, автором книги «О распознавании людей, был достаточно близок с Лукой Пачоли , который считался «отцом бухгалтерии».