В начале 19 века начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник Викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. В таком виде сад просуществовал не долго. Ботаник исследователь Дэвид Дуглас, селекционеры и садоводы начали культивировать множество не известных ранее цветущих растений, и этот наплыв новых культур разрушил педантичность викторианского сада, который превратился в современный английский сад с его густым травяным покровом, бордюром из травянистых растений, посадками кустарника, в частности способного расти среди камней.
Промышленная революция начала 19 века глубоко повлияла на социальную структуру Англии. Сила, которой обладали землевладельцы-аристократы, перешла в руки купцов, банкиров и промышленников, т.е. в руки нового, капиталистического класса. В викторианский период образовался средний класс, который составляет ядро современного английского общества. Большинство лендлордов не могли позволить себе иметь огромные ландшафтные сады и частные парки, и это повлияло на искусство планировки садов. Наиболее частым стал небольшой современный сад.
В конце 19 века, под влиянием Уильяма Робинсона и Гертруды Джекилл родился один из видов декоративного цветника в пейзажном саду, – это травянистый бордюр. Начался решительный отказ от стройных рядов растений. Были разработаны всевозможные правила высаживания в бордюр растений. Необходим был фон в виде зелёной изгороди или кирпичной стены со следами времени, а бордюрные многолетники сажались неформальными группами и строго по ярусам: самые высокорослые сзади, а низкорослые – по переднему краю, отгораживая бордюр от газона. От цветовых контрастов бежали как от чумы. Искусно спланированный и ухоженный травянистый бордюр летом, представляет собой великолепное зрелище.
Смешанный бордюр – «мискбордер», так же дитя Гертруды Джекилл, именно она изобрела этот вид декоративного цветника, который вобрал в себя лучшие черты палисадника, травянистого и кустарникового бордюра и английского деревенского сада.
В ходе 19-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следуя данным тенденциям, во второй половине 19-го века американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
1.2 Архитектура внутри пейзажного парка
Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируется в пейзаж и существует по его законам. Архитектурные принципы уступают место живописным, иррегулярность становится главным достоинством постройки. В этой ситуации парковые павильоны приобретают совершенно новую для архитектуры задачу–они должны воздействовать на чувства зрителя, вызывать в нем определенные ассоциации и настроения.
Но если сад, или парк, отражал в себе идеи античности и палладианства, то архитектура зачастую была представлена отнюдь не в классическом стиле.
Характерным примером может стать знаменитая загородная усадьба «Строберри Хилл», построенная Горацием Уолполом в неоготическом стиле.
Обращение к готике как к возвышенному старинному идеалу давало свободу, допускало асимметрию и живописность композиции. Можно было планировать дом так, как хотелось и как того требовало функциональное устройство здания.
После создания усадебного дома в Строберри Хилл мода на жилища в средневековом, неоготическом стиле охватила Англию и не только её. По всей Европе неоготические тенденции в построении усадеб и вилл были неотъемлемой частью паркового искусства. И даже в далекой России были построены такие замечательные памятники садово-парковой архитектуры в неоготическом стиле как Царицыно, Петровский дворец в Москве, Гатчина и десятки других построек.
Пейзажный парк был в веке территорией экспериментов: здесь ломались традиционные представления об иерархии стилей и жанров архитектуры. Это своего рода «театр» с разнообразными сценами–китайские ворота, голландская ветряная мельница, минарет, итальянский виноградник, лес надгробий и т.д. Все это может по-разному располагаться и соседствовать рядом друг с другом. При этом эти вещи не выглядят эклектично, прогулка по парку сопровождается неожиданной сменой настроений, сменой картин. Сооружения в разных стилях превращают её в воображаемое «большое путешествие».
Безусловно, что это рождение нового стиля, а не отказ от него и переход к дикой природе. «Естественная природа», термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета паркового строительства, – не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманная схема насаждения тенистых аллей, зеленых лужаек и полян, «свободно» растущие и представляющие собой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировки деревьев и кустарников. Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины, вместо золотых фонтанов «строятся» водопады и ручьи. Но все-таки «природность» пейзажных парков века – все тот же «стиль» и условность художественного символа.
1.3 Стили садово-паркового искусства в Англии века
ландшафт пейзажный парковый искусство
После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». На первый взгляд можно было бы выделить два основных стиля: Формальный (регулярный) и естественный (пейзажный), но их гораздо больше.
Forest style (Лесной стиль)
Главной особенностью этого раннего, сложившегося уже в начале века, стиля были многочисленные аллеи и плотное насаждение лесных деревьев. Главным идеологом этого стиля был Стивен Швитзер, которому не нравился «жесткий» голландский стиль, господствовавший в конце века. Основная идея – это насаждение нескольких аллей, минимальное количество газонов и отказ от мощных и тяжелых стен. До наших дней дошли несколько парков созданных на промежутке между 1700–1750 гг. Самыеизвестныеизнихэто Bramham Park (1700–31), Cirencester Park (1715–40), St. Paul’s Walden Bury (1720–25), Wrest Park (1706–40).
Они сохраняют ещё многие черты регулярного парка, хотя и становятся более тихими и уединенными, с большим количеством лесного массива. От французского регулярного парка остались расходящиеся аллеи (лучи), перспективные решения. Но если во французском парке были пышные придворные церемонии, праздники и балы, на которые и был рассчитан парк, то здесь никакой придворной жизни, скорей наоборот идиллия тихого сельского обитания.
Augustan Style (Августианский стиль)
Название этого стиля происходит оттого, что этот стиль близко связан с поэзией так называемых «августианцев». Это была попытка писателей, художников, архитекторов возродить славу Рима, периода первого императора, который принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. В этих кругах возрождается палладианство, героическая поэзия, и рождается «августианский» стиль садов и парков.
Одним из ведущих архитекторов, работавших в этом стиле, был Уильям Кент.
Кент любил придавать аллеям, каналам, фонтанам, прудам «естественный» облик, в отличие от геометрических форм в XVII веке. Кента интересовал ландшафт как картина, а не как некий четкий план. Его основными принципами были перспектива и игра светотени. Его интересовал «античный» ландшафт, поэтому он и Бриджмен наполняли сады и парки статуями, храмами, гротами и «пещерами отшельников».
Это была эпоха, когда ландшафтный дизайн был «благородным» искусством для изысканной аристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковое искусство соединяло в себе эти две вещи.
Это была попытка воссоздать «ландшафт античности».
Serpentine Style (Извилистый стиль).
Название этому стилю дал Хэмпри Рептон, сказав «современная извилистая парковая архитектура».
«Августианский» стиль перешел в «извилистый» в связи с переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поля фантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модель парка включалось огромное воображение художника.
Этот стиль складывался с 1709 по 1748 гг. Появляется уже абсолютно обоснованная иррегулярность. Основные памятники этого направления: Bramham Park, Duncombe (1713–50), Studley Royal (1715–30), Rousham (1726–39), Stourhead (1026–39). Основные мастера: Джордж Лондон, Стивен Швитцер и Ланселот Браун.
Главным принципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности. Этот стиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным.
Расцвет стиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Стиль его узнаваем сразу. Характерными чертами его зрелых и сложившихся работ, таких как Luton Hoo, Blenheim Park (на фото), Petwood, Harewood, можно назвать круглые группы деревьев, луг с травой перед домом, а главное извилистые озера (Luton Hoo, Blenheim Park). Его линии сравнимы с линиями женского тела. Все очень естественно, гармонично и целостно. Браун стал почти национальным героем. Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанные группы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусство во всей Европе и Америке.