Производство художественной керамики: Учеб. для сред. ПТУ. - М.: Высш. шк., 1985. - 223 с. Автор: Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.В. Даны сведения о материалах для керамических масс, глазурей, для декорировання керамики. Описаны технология художественной керамики (из фарфора, полуфарфора, тонкой керамики, фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс, формование изделий, модельно-формовочное дело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование; контроль производства и качества готовых изделий. Учебник может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве. Рецензенты: Козловский Л.В. - д-р техн. наук, зав. каф. химии и химической технологии тонкой технической керамики Ленинградского технологического ин-та им. Ленсовета; Папихин В.В. - инж., нач. Управления развития фарфоро-фаянсовой пром-сти Минлегпрома СССР. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. Автор: Долорс Рос. Керамика - древнейший вид декоративно-прикладного искусства, освоенный человеком еще в доисторические времена. Ни один материал в природе не может сравниться с глиной по обилию запасов и легкости обработки. Наша книга рассказывает о технике создания керамических изделии: различных способах формовки, отделке с помощью гравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно и очень наглядно иллюстрируется каждый процесс, благодаря чему вы без труда освоите основные приемы и сможете сами создавать неповторимые изделия для украшения вашего Технология художественной керамики. Практическое руководство в учебных мастерских. Автор: Миклашевский А.И. Издательство: Ленинград: Изд. лит-ры по строительству В книге собран и систематизирован материал, иллюстрирующий курс практического обучения в учебных керамических мастерских.
Дано подробное описание приемов работ по изготовлению и технике декорирования художественных керамических изделий. Книга иллюстрирована фотографиями и рисунками, дающими наглядное представление о важнейших технологических процессах. Книга предназначена в качестве учебного пособия для студентов высших средних художественно-промышленных учебных заведений; может быть полезна мастерам керамических предприятий.
"Сокровища Русского Орнамента"
В 2008 году вышла книга "Сокровища Русского Орнамента". Её автор - замечательный мастер по ткачеству поясов и специалист по семантике славянского орнамента - Марина Качаева (Доброслава). Это наиболее полное на сегодняшний день исследование русского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения тех или иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома.
Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на "носителя" украшенной им одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, альтернативной медицины.
Книга содержит ценнейшую информацию о семантике орнамента, таблицу символов, расшифровки узоров полотенец, рубах.
Исследование подано со стороны языческих представлений и дохристианских традиций Руси, затрагивая глубинные основы мифологии древних славян, героев самых первых мифов.
Расшифрованы смыслы архетипов в вышивке "Мировая гора", "Древний Громовержец", "Ящер-дракон, владыка подземного мира", "Громовница", "Рожаница", "Перун", "Огонь", "Купальский огонь" и т.д.
Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, месту их расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу. В основном описываются различные орнаменты женской одежды как севернорусской, так и рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешней среде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике. В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающими в бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.
Строки из книги: "…при употреблении оружия (меча, ножа или кинжала) оказывается, что лезвие описывает некие плавные линии, сложную перевить которых хочется поэтически сравнить с переплетением нитей кружев или плетёным орнаментом так называемого "кельтского" типа (которым, кстати, украшали древние клинки). Грозная, завораживающая красота, смертельное совершенство!" Изучив эту книгу, можно "читать" любые русские народные текстильные орнаменты. Любые, потому что в данной книге представлены почти все их основные виды.
Дана сводная таблица символов с указанием их значения, рассмотрена связь вышивки с лечебным эффектом. Но это не просто общеобразовательное чтиво, которое с интересом прочитал и поставил на полку - это книга-методичка.
Более половины книги (а в книге более 200 страниц) занимает альбом с красочными иллюстрациями на мелованной бумаге, данными в виде цветных схем вышивки, полностью готовыми к переносу на ткань.
Книга. Пасха. Автор Елена Резник. Ниола 21 век
Пасха: история, традиции, рецептыВоскресение Твое, Христе спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Пасху не зря называют Великим днем. Это самый большой праздник для христиан, ведь именно в этот день все человечество получило возможность начать новую жизнь. Из этой книги вы узнаете о многих народных традициях и церковных обрядах, посвященных этому величайшему празднику. Использование керамических кувшинов для хранения воды в жаркую погоду было очень практично. Для этих целей изготовлялась чуть пористая керамика, которая пропускала сквозь микроскопические поры часть влаги наружу, на внешнюю поверхность. Такой кувшин внешне выглядел как запотевший. Влага при контакте с жарким воздухом испарялась, тем самым, создавая невидимую для глаз тонкую оболочку по внешнему контуру кувшина - своего рода защитный экран, сохраняя жидкость (вода, вино, шербет, молоко) внутри кувшина прохладной. Здесь можно говорить о принципе термоса. Древние умельцы научились делать керамические черепки разной степени пористости и эти эмпирические (то есть достигнутые в процессе опыта), сведения дошли до настоящего времени.
Так кувшин снабжался ручками, был с широким горлом и предназначался для черпания и застольного разливания вкна (гндряя, ойнохоя, ккаф). В кувшине внутреннее пространство закрыто, темно. Для смешивания вина с водой или застольного питья использовались открытые чаши с большой внутренней поверхностью (кратер, скифос. килик. канфар). Исключительно культовыми считались высокие вазы, вытянутые по вертикали, в отличие от "горизонтальных" чаш (лутофор. лекяф, алебастр)
Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно - чтобы удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья.
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей этой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что это были за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом "святости"? Сохранилось ли поклонение "священным" горам, источникам, пещерам и деревьям в наше время? В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различные культуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществования выступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утоляли жажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместно вели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврические леса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.
Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице - природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали, многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценность окружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповедными и неприкосновенными - "святыми".
Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединять их и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природе и помнить, что все мы - общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.
Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу. голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.
На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров - в урочище Чабан - Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая. В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.