Появление Веркбунда было и результатом борьбы за простоту – кампании, которую вел Герман Мутезиус, ибо высокие цены и слово kunstgewerbe(художественные ремесла) ограничивали большую часть сбыта областью торговли предметами роскоши. Некоторые ведущие фирмы разделяли взгляды Мутезиуса, и в названии новой организации отсутствовали такие понятия, как «искусство» или «художественный». Г. Мутезиус играл руководящую роль в Веркбунде, возглавляя в то время отдел в Министерстве торговли по школам прикладного искусства, но прежде всего он был архитектором и художником-декоратором. Семь лет, проведенные в Великобритании на дипломатической службе, Мутезиус использовал для изучения английского движения искусств и ремесел. В 1904 г. он опубликовал 3-томный труд «Английский жилой дом», привлекая внимание к необходимости реформы жилища в Германии.
Мюнхен прекрасно подходил для осуществления обширной программы Мутезиуса и его сторонников. Душой сообщества был Х. Обрист, скульптор и орнаменталист. Он развил кипучую деятельность, выступая с лекциями, просвещая и агитируя за искусство будущего. Его действия позволили собрать группы художников в объединения производственной ориентации. Объединенные мастерские искусства в ручной работе стали деловой конторой одиночных мастерских.
Конечно, насколько вообще возможно объединение творческих людей В 1903 г. это переросло в Союз прикладного искусства из 70 человек, которые ставили задачу «охватить всю жизнь города, включая проектирование зданий, индустриальный дизайн, оформление интерьеров и другие области формирования окружения».
В спорах шел поиск истины в принципах нового дизайна. Например, Генри ван деВельде считал, что время для стандартизации еще не наступило и сейчас ограничит свободу художника, откроет возможности для нетворческого подражания. На практике идея стандартизации, которая решалась в связи с предметами, скоро приобрела актуальность в архитектуре. Домостроение Западной Европы стало отраслью промышленности в 1959 г.
В начале века не было понятия «дизайнер», в который мы сейчас вкладываем свой смысл. В огромном большинстве они выросли прежде всего из архитекторов. Законодателями форм стали изначально произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Внешняя эстетика и формы так хорошо знакомых предметов (бытовых приборов, мебели) установились в те времена. Их принцип и философия использования почти не изменились за 90 лет. Фотографии 1906-II гг. говорят, что эти вещи современно смотрелись бы и у нас.
«Транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм. В техническом производстве в самом деле совершается рост и созидание второй природы. Возникает вопрос, в чем состоит красота удачно выполненного технического объекта. Не просто в целесообразности, но в том, что данная вещь полностью входит в человеческое бытие», рассуждал Карл Ясперс.
Несмотря на разногласия, группа Веркбунд постоянно искала благоприятные возможности для молодых и предоставления им в нужный момент ответственных заданий. Проблемы, над разрешением которых трудились многие деятели искусства (например, У. Моррис в Англии), в условиях Германии того времени получали финансовую поддержку у крупных коммерсантов.
К 1910 г. Веркбунд охватывает 360 художников, 267 предпринимателей. Эффективность программы проявилась сразу в дрезденском текстиле. Уже в 1907 г. дизайнеры пробовали сотрудничать с промышленниками в разработке цветовой гаммы, создании рисунка и узора плетения в комбинациях нитей при изготовлении тканей.
Одним их крупных завоеваний Веркбунда стало обеспечение защиты авторских прав и дизайнеров, и изготовителей. Покупатель изделия художника – члена Веркбунда знал, что приобретает вещь, единственную в своем роде. Членство в этой организации имело две стороны: выгода с коммерческой точки зрения и необходимость зарекомендовать себя качеством изделий при вступлении. В конце концов появилась еще одна возможность для художника зарабатывать деньги талантом. Несколько раз, когда случался плагиат, журнал DieForm, орган Веркбунда, на видном месте публиковал фото оригинала и копии, а под ними – фамилию плагиатора. Австрия, Швеция и Швейцария также применяли у себя подобные методы. В том же 1907 г. выдвинулись пионеры – личности промышленного дизайна. Самая значительная – немец ПетерБеренс (1868–1940). Будучи художником по образованию, он длиз^льное время занимался прикладным искусством.
Опыт индустриального строительства в США (Г. Форд) изучался европейскими, в первую очередь немецкими, архитекторами.
Необходимо было новое оборудование и организация промышленности. Германские предприниматели одними из первых широко привлекали архитекторов к строительству, поставив перед ними задачу создать условия работы для повышения производительности. До этого времени фабрики Германии с темными дворами, слепыми окнами напоминали скорее тюрьму. Теперь все решали задачу: проектировать рабочее место с учетом новейшей техники.
Петер Беренс, оставив пост главы Дюссельдорфской школы художественных ремесел, стал в 1907 г. сначала консультантом, а потом художественным директором Всеобщей электрической компании AEG(AllgemeineElektricitats-Gesellschaft) в Берлине, которая в 1932 г. запятнала себя ориентацией на идеи нацистской партии.
Президент AEG Ратенау поручил своему консультанту художественное наблюдение за всей эстетической стороной производства – от фабричной марки компании до проектирования типовых уличных фонарей, а также строительства заводов фирмы. Это приглашение означало признание роли архитектора наряду с инженером.
И вот 90 лет назад был рожден фирменный стиль, обладателем его сделал Беренс AEG. Во-первых, он разработал проекты крупных зданий концерна, интерьеры выставочных помещений и мастерских. Второе направление – промышленные образцы. Это создание эскизов электроприборов и устройств в практической и элегантной форме, имеющих единство прежде всего внешнего вида продукции. И третье – оформление рекламных изданий, создание нового шрифта «беренс-антиква». Вся эта огромная работа была завершена к 1911 г. Этот человек быстро приобрел известность благодаря своему подходу к промышленному строительству как к проблеме архитектурного творчества. Беренс сознательно превратил завод в нечто, достойное служить рабочим местом. Это был единственный архитектор (из немцев), совмещающий деятельность художника и дизайнера, мастерская его была самой известной в Германии, где работали Мисван дерРоэ, В. Гропиус и даже Ле Корбюзье (в течение 5 месяцев).
Благодаря достижениям в экономии труда и материала, не говоря уже о том, что новшества создали фирме рекламу, такая деятельность нашла последователей в мире. Совсем рядом, во Франции, ФрансисЖурден основал мастерскую дешевой мебели «Ателье модерн», также стремившуюся к выраженному фирменному стилю.
Вальтер Гропиус был ассистентом Беренса. В 1910 г. они написали меморандум о типизации и массовом производстве малометражных квартир. Гропиус потом некоторое время придумывал образцы автомобильных кузовов, локомотивов, мебели.
Внешний вид заводов, фабрик и даже станций метро с тех времен обязательно стал выражать их специфику. Стильно оформлялись интерьеры четырех трансатлантических лайнеров. Например, образцом голландского декоративного искусства стал океанский пароход «Нью Амстердам», в оборудовании которого принимали участие более ста дизайнеров. Проходили времена роскошных изданий дорогих книг.
Новые делались просто, в обложках из декоративной бумаги или узорчатой материи и рассчитывались на среднего потребителя. Стилистика пробивалась даже в каюты офицеров на военных кораблях и в почтовые марки. В Дании, например, между мировыми войнами проводилось обследование более 600 квартир, которое фиксировало несоответствие мебели особенностям жилого помещения.
По-своему проявляли себя достижения промышленного дизайна в США. Идеи использовались работниками рекламных бюро. Уличные щиты, на которых расклеивались афиши, были как бы первыми выставочными галереями современного искусства. Коммерческий художественный плакат, при своем зарождении испытавший влияние японской живописи, возник в Англии около 1895 г. Постепенно он превратился в так называемый плоскостной, или аппликационный, плакат, к 1910 г. достигший вершины в той же Германии. В основу плакатов Людвига Хольвайна была положена психологически действенная мысль о продаже конкретного изделия, которая выражалась бы просто и доступно с первого взгляда, подчеркнутая яркими интенсивными цветами и высоким уровнем выполнения. В 1912 г. в Нью-Йорке открылась студия IAS (InternationalArtService, Международное художественное обслуживание) во главе с немцами и австрийцами. Студия значительно обновила искусство рекламы, разрабатывая общую форму фирменных печатных заголовков на официальных бланках, а также упаковку, торговые ярлыки и визитные карточки для торговцев. Они настаивали, причем успешно, на том, чтобы все, что делает дизайнер, снабжалось его подписью. IAS через два года перерос в национальную организацию – Американский институт графических искусств.