Смекни!
smekni.com

Осмысление понятия "дизайн" через историю его развития (стр. 1 из 5)

Осмысление понятия «дизайн» через историю его развития

дизайн прикладной искусство ремесло

Знакомство с историей дизайна даст нам возможность через факты дизайнерской практики узнать какие задачи и цели ставились перед дизайном в различные исторические периоды, как формировались основные направления и школы теории дизайна. Мы увидим дизайн как сочетание сложных явлений материальной и духовной культуры общества, где оказываются изначально соединены между собой художественно-образное (т.е. то, что характерно для изобразительного искусства), инженерно-конструкторское и научное начала.

Прежде чем говорить об истории и предыстории дизайна, давайте разберемся почему вообще их разделяют и каковы их временные точки отсчета. Я помню свою давнюю беседу с человеком, в общем далёком от дизайнерской деятельности, со своими попытками объяснить, что такое дизайн. Представь, говорила я, перед дизайнером поставлена задача: спроектировать стул, который может быть массово произведён с учётом возможностей технологического процесса конкретного предприятия, т.е. заданный материал, существующие станки, возможность автоматизации процесса сборки и т.п. В процессе проектирования он учитывает массу параметров: условия, в которых он будет использоваться, среду, где им будут пользоваться, и вкусы, культурные традиции и габариты пользователей, и т.д. и т.п. словом создаёт прекрасный стул. Он или специализированная компьютерная система вычерчивают чертёж, создает трехмерную модель (вручную – макет), опытный образец и т.д. И вот, когда проект утвержден, начинается массовое производство этих замечательных стульев. Ну, вот, процесс проектирования – дизайн, стул – продукт дизайна. Мы смотрим на него, он нам нравится, мы с удовольствием пользуемся им и говорим: «Дизайн. Да, говорит мой собеседник, а что, трон Ивана Грозного или стулья из музеев, из Петродворца, например, это не «Дизайн!"? Нет, говорю я, их не производили массово с помощью станков, их делали мастера, ремесленники вручную. Так их нельзя назвать дизайнерами? Нет. Но ведь процесс создания стула или трона в давние времена ни чем не отличался от процесса проектирования сегодня. Точно также ремесленник думал об удобстве пользования, о целесообразности и красоте, точно также учитывал возможности материала и производства, точно также вычерчивал чертежи, по которым подмастерья выполняли какие-то работы и т.д. Можно ли говорить, что это был не дизайн только потому, что стулья не производились с помощью станков в огромных количествах?

Вопрос спорный. Тем не менее, понятие дизайна возникло с появлением производства, т.е. в индустриальную эпоху. Формообразование в доиндустриальное время было стихийным, поэтому оно и его эстетическое осознание относят к предыстории дизайна.

Истоки и пути формирования проектно-художественной культуры. Первые формы художественно-творческой деятельности человека.

Изучая основные этапы зарождения и развития производительного труда и необходимых для него орудий производства, мы обнаруживаем первоначальную естественную связь утилитарного (пользы) и эстетического (красоты) в самом труде и его конечных результатах. До нас дошло немало текстов из глубины веков, посвященных взаимосвязи красоты и пользы. Причем надо отметить, что обращение к древности основано на поиске не закономерностей развития отдельных предметных форм палок-копалок, каменных топоров и т.п., а более общего – дизайнерского подхода в отношении к предметному окружению и его отражения в сознании людей. Они наглядно свидетельствуют о становлении «человека разумного». В формах орудий прошлого мы прочитываем культуросозидательный смысл предметного творчества. Эти «вечные» формы, как правило не имеющие дополнительных украшений, – топоры, молотки, ножницы, посуда, простая мебель, ткани, одежда и т.д. – начиная с 1930-х годов стали демонстрироваться на специальных выставках как протодизайнерские. Сегодня они составляют обязательную часть теоретических рассуждений и выставок по истории взаимосвязей материальной и художественной культуры.

В 20 веке упоминались в литературе и вводились в современное сознание, обретая новую жизнь, многие аспекты пратеорий дизайна. Наиболее активно осваивалась греческая античность. Искусство и техника выступали тогда как различные, но дополняющие друг друга формы преобразования окружающей среды. Древнегреческое слово «тэхне» означало одновременно искусство, умение, мастерство, произведение какого-либо автора и даже изделие.

Во времена Сократа уже возникла проблема соотнесения красоты и пользы. В беседе с АристиппомСократ рассуждает о назначении и красоте щита, копья и навозной корзины, которые хороши тогда, когда соответствуют своему назначению, и в этом случае в каждом из них можно увидеть свою красоту. Сократ пытается найти свой смысл в каждой вещи и соотнесенность с человеком.

Часто цитируют высказывание, приписываемое Протагору: «Человек – мера всех вещей». Оно утверждает как относительность всех человеческих понятий, так и то, что все вещи, материально-телесные и просто воображаемые, должны соотноситься не с какими-то конкретными людьми, с частным случаем, а с обобщенным представлением о них с точки зрения человека в целом. Стремление к подобному обобщению – типичная черта дизайна и это созвучно размышлениям философов 5 века до нашей эры.

Среди античных текстов встречаются сочинения механиков древности о том, как машина может заменить живую силу. В Римской империи теории машин получили значительное развитие. В «десяти книгах об архитектуре» Марка Витрувия последняя книга посвящена специально машинам и там же дано первое понятие машины: «Машина есть сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей». Теоретики отмечают, что в течении более полутора тысяч лет, до эпохи Возрождения (14–16 вв.) принципы создания машин практически не менялись. Они изготавливались из дерева и использовались ради экономии физического труда и вовлечения в работу сил природы, превосходящих силу человека и животных. Это были подъемные приспособления, мельницы, прядильные механизмы.

Прикладное искусство в период зарождения капиталистического способа производства. Эпоха Возрождения.

В 12–13 вв. Начался принципиально новый этап изобретательства – попытки заменять одни части машин другими для выполнения иных работ. Поиск новых функций машин. Классический пример – эволюция мельниц, которые стали использоваться для валяния сукна, изготовления бумаги, обработки металла. Создаются рисунки вечных двигателей.

Естествоиспытатели и философы начинают описывать возможные, чисто дизайнерские образцы техники будущего. Профессор Оксфордского университета Роджер Бэкон (вт. Пол. 13 в.):»… большие корабли, управляемые только одним человеком, будут двигаться по морю с большей быстротой, чем на всех парусах, что можно будет строить экипажи, которые помчаться с невероятной скоростью без помощи животных, а также корабли, в которых человек, сидя спокойно и наблюдая различные окружающие предметы, рассекал бы воздух искусственными крыльями, наподобие птицы, или, наоборот, двигался по дну морей и рек.»

В эпоху Возрождения распространяются альбомы «Театры машин». К наследию великого Леонардо да Винчи обращаются непрерывно на протяжении всей истории дизайна. В его рукописях было множество проектов экскаваторов, станков, насосов, прессов, машин с различными видами передач. В середине 1950-х годов был открыт Национальный музей науки и технологии в Милане, получивший его имя и в нем была создана галерея Леонардо, где были представлены в определенной последовательности действующие модели его фантастических машин, эскизы, технические расшифровки и планшеты с относящимися к ним текстами.

Одной из самых сложных и не проясненных до сих пор является проблема соотнесения ремесла и дизайна. Ремесло трактуется как уникальная работа изготовителей мебели, посуды, одежды, украшений, орудий труда, в процессе которой можно постоянно что-то исправлять, изменять, подгонять под требования тех, кто пользуется вещами. Дизайн же рожден значительным и все увеличивающимся разрывом между изготовителями и потребителями в результате механизации производства и разделении труда, что и вызвало необходимость в ещё одном, связующем звене – в художественно-проектной деятельности.

Прикладное искусство в период становления капитализма. 16 – 19 вв. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Промышленная революция на Западе в конце 18–19 вв.

Основные этапы промышленной революции:

– появление рабочих машин в текстильном производстве;

– изобретение паровой машины:

– создание рабочих машин в машиностроении и появление суппорта.

С 18 века производства, основанные на ручном труде уступают место индустрии. Развивается технология. Машины заменяют не только физическую силу человека, но и его умение. Технический прогресс всё больше входит в жизнь людей и влиять на их мировосприятие.

Изобретение печатного станка Гуттенберга относится к середине 15 века. Дизайнерские принципы проявляются позднее в деятельности АльдаМуция в Италии (16 в.) и целой династии Эльзевиров в Голландии (17 в.). В области полиграфии наиболее отчетливо заявляют о себе присущие дизайну тенденции к унификации и серийности, к максимальной механизации производственного процесса, к быстрому обмену техническими достижениями, к массовости продукции. Возрастающая конкуренция в печатном деле потребовала от издателей привлечения художников уже не только для уникального украшения книг, но для создания новых шрифтов, политипажей, универсальных пропорций полос набора, т.е. для художественного конструирования книг. Тогда же стали выходить и трактаты с собранными в них наблюдениями и правилами книгопечатания, аннотированные каталоги шрифтов. Один из первых таких трактатов – Жоффруа Тори о шрифтах (1529). (Рис. 2,3)