Смекни!
smekni.com

Буддизм и искусство (стр. 2 из 5)

Ещё одной традицией в буддийской архитектуре стало возведение оград вокруг храмов и ступ. Ступа – ритуальное сооружение, известное во всех буддийских странах в миниатюрных и гигантских формах. «Ступа» в переводе с санскрита «вершина». Части ступы означают различные элементы: Основание – земля, лестница – вода, полушария – огонь, шпиль – воздух, навершие – пространство. Ступа является вертикальной моделью мироздания. Но возможно и другое толкование: фундамент – омраченное состояние человека, лестница и купол – начало движения к Просветлению, шпиль – состояние бодхисаттвы, постигшего Истину, навершие – полное осознание природы будды в себе. Ограды украшают скульптурой и рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н.э.) широко известны своими рельефами, составляющими единое целое с архитектурой. На рельефах предстают не только люди, но и животные, часто встречается растительный орнамент. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях – основные темы индийского искусства. В I–IV в. н.э. В художественной культуре Индии произошли большие перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов – священного дерева Бо, Колеса Закона и т.д. В этот период выделяется три школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север), Амаравати (юг). Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. В школе Матхура его образ получил чисто индийскую трактовку, а изображение Будды на рельефах школы Амаравати условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре других школ.

В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV–VII вв.).

Среди сооружений выделяются чайтьи и вихары – общежития буддийских монахов. Скальные ансамбли Аджанты славятся своей живописью. Росписи стен сложны по содержанию, в композициях много персонажей. Линия, цвет, ритм, богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоции. Краски как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное соединилось в этом храме. Комплекс Аджанта оказал сильное влияние на искусство Индии. Основные стилистические и идейные особенности этого памятника нашли отражение в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда – образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны.

В Индии религия тесно связана с искусством танца. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвидаси – «женами бога», махари – жрицами культа, искусными в танце, пении, музыке. Своей красотой и тонким обхождением они привлекали в храм паломников. Дэвадаси появились также давно, как и храмы. На юге Индии они известны с VII в. Отдавая девочку в храм, её символически выдавали замуж за бога. Она проходила свадебный обряд и получала клеймо или татуировку – знак принадлежности тому или иному божеству. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, цвет и ритм, дэвадаси обучались несколько лет, прежде чем им разрешали танцевать перед зрителями. Система индийского танца – одна из старейших в мире. Главная особенность в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека. Содержание большинства танцев связано с мифами и легендами. В танце используются все выразительные средства человеческого тела. Техника танца состоит из трех элементов: 1) нритти – сам танец, свободные движения тела; 2) нритья – выражение определенного смысла мимикой, жестами, символическими положениями тела; 3) натья – жесты с элементами речи. Важный элемент танца – абхиная («выразительность») достигается с помощью костюма, украшений, музыки и передает настроение. Язык жестов рук (мудра) очень выразителен, он является особенностью индийского танца. С помощью жестов передают религиозные сюжеты, поэтому символический язык важно знать не только танцовщице, но и зрителям, так как задача танцовщицы пробудить те же чувства, что испытывает она сама.

В Индии сложились несколько стилей танца: бхаратнатьям, катхакали, катхак, манипури.

Любое культовое изображение – статуэтка или символ – воплощение высшей силы, к нему обращаются с молитвой. Первые статуи богов появились в начале новой эры. Основные правила изображения богов сложились в период правления Гуптов. Они записаны в шильпа-шастрах – сочинениях по изобразительному искусству и ремеслу.

Трактат «Читралакшаха» («Характерные черты живописи») дошел до нас лишь в тибетском переводе. Правила состоят из дхьян – стихов о характерах богов, лакшан – инструкций о размерах, форме и пропорциях.

Создание культового изображения является одним из видов богослужения, поэтому перед началом работы мастер совершает ряд обрядов. Для лучшей передачи образа он погружается в состояние медитации и старается интуитивно познать божество, которое он хочет воплотить в камне, бронзе или кости. Стиль изображений окрашен религиозным мышлением, проникнут стремлением выйти за пределы обычной жизни и, пройдя через кармические пороги и круговороты сансары, достичь духовной просветленности.

Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.

Основным символом буддизма являются лотос. В индуизме с ним также связаны имена некоторых богов. Он символизирует чистоту и совершенство. В глубокой древности лотос был важным продуктом питания, из его семян делали муку, в пищу также употреблялись корни, стебли и листья лотоса. Он является эмблемой солнца, космической силы, несущей жизнь, символом плодородия. В храмах скульптуры богов, как правило, восседают на тронах-лотосах. В искусстве часто встречаются медальоны и орнаменты с лотосом. Раскрывшийся лотос является эмблемой Индии.

Из Индии буддизм распространился в страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Вместе с учением в искусство этих стран проникли индийские традиции.

В Бирме буддизм по сей день остается государственной религией. Приход индийских культурных традиций во многом повлиял на развитие искусства в Бирме, это влияние четко прослеживается в архитектуре, но есть и свои отличительные особенности. Эпоха расцвета зодчества связана со столицей средневекового государства – Паганом. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагана. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швазандо (XI в.) состоит из кирпичной полусферы и стоящей над ней огороженной надстройки кубической формы, где находится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся к верху концентрические круги. Вся конструкция завершается конусообразным шпилем с элементом тхи, напоминающем язычок пламени. Это украшение отличает бирманскую архитектуру. Другие виды искусства развиты не так сильно, скульптура и живопись в основном служат для украшения зданий. Скульптуры, прежде всего, изображают Будду. Для изобразительного искусства характерны растительный орнамент и элемент тхи. Распространены также орнаменты с изображением зверей (львов, обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. Макара – мифологическое морское чудовище, соединяющее в своем облике черты рыбы и крокодила или слона, его изображение часто используется в убранстве храмов, он считается хранителем учения Будды, а также является персонажем многих буддийских притч и легенд.

Древнейшими памятниками искусства являются огромные буддийские супы дагобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырех сторон к ней пристроены вахалькады – небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» – проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стрелой с рельефами.

Их расположение связано с разными периодами жизни Будды: восточная – с его рождением, южная – с просветлением, западная – с распространением буддизма, северная – с уходом Будды в нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты и изображения животных являются непременным дополнением. В III в. до н.э. Возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, например, Тхупарама. Другой вид – небольшая ступа, установленная на платформе, к которой ведут лестницы с четырех сторон. Характерная деталь – лунный камень – полукруг, украшенный полосами рельефов вокруг изображения листа лотоса. Такая ступа (четия-гхара) – объект поклонения как напоминание о нирване Будды. Бодхи-гхара и асана-гхара – ещё два вида буддийской архитектуры в Шри-Ланке. Бодхи-гхара сооружение, возведенное вокруг дерева Бо. В асана-гхара почитается пустой трон – символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли большую роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре. В конце периода Анурадхапури возник новый тип сооружений – Дом Статуи для скульптур, изображающих Будду, здесь верующие размышляли об учении. Сидящий, стоящий и лежащий Будда – основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Возводили статуи огромных размеров. Например, статуя лежащего Будды в Полоннаруве (XII в.) достигает 15 метров в длину. Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова – царской резиденции Сигири (Львиная скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение – огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символ царской власти, а в буддизме – сам Будда. Поверхность скалы украшена великолепными росписями – фигурами небесных танцовщиц. Яркий растительный орнамент придает изображениям ещё большую нарядность. Комплекс Сигири представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, он оказал значительное влияние на искусство Юго-Восточной Азии.