Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю — поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах — сходство со складками одежды.
В ионическом ордере мы найдем более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент.
1.3 Коринфский ордер
Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.
Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.
В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие.
После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.
Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с могилой оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.
Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента в ионическом.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Рисунок 2 (Ионический ордер)А — база;Б — колонна: 1— желобки,В — капитель, 3— волюты, 4— абака;Г — антаблемент: 5— архитрав, 6— фриз, 7- карниз
Рисунок 3 (Коринфский ордер)А — база;Б — колонна: 1— каннелюры;В — капитель: 2— акант; 3— абака;Г — антаблемент, 4— архитрав, 5— фриз, 6— карниз
1.4 Кариатиды и атланты
архаическая архитектура периптер храм
Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, или коры (рис 4) и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны (рис 5)
Вафинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420— 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.
В развалинах колоссального храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания. В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.
Рисунок 4 (Кариатиды, или коры.) Рисунок 5 (Атланты)
2. Типы греческих храмов
2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)
Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик по археологическим раскопкам было очень трудно, так как до наших дней не дошли постройки того времени.
Однако некоторое представление об архитектуре этого периода мы можем найти в эпосах «Илиада» и «Одиссея». В них встречаются описания жилой усадьбы, размещенной вокруг двора — аула, помещений для мужчин и женщин, а также описания помещений для рабов и сада, обнесенного оградой. Помогают получить представление об архитектуре греческих полисов и найденные при раскопках модели храмов.
Рассмотрим подробнее устройство таких древнегреческих сооружений, как жилой дом и храм.
Главным помещением жилого дома, который примыкал ко двору, был мегарон, прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и помещением перед входом — портиком, образуемым выступающими концами продольных стен — антами и столбами между ними[2]
Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий сырцовую постройку (храм Артемиды в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. свидетельствует о развитие двускатной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя.
2.2 Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)
Эпоха архаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитие торговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель дало возможность грекам познакомиться с художественной культурой других народов.
Город в эпоху архаики обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строились стихийно, улочки были кривые. Ремесленники каждой профессии селились отдельными районами. Центром нижнего города была площадь, или агора, — место сбора горожан для проведения различных собраний.В эпоху архаики начинается строительство из камня. С возникновением новых форм общества возникают различные типы общественных зданий, но главное место занимает строительство храмов, основой которых являлся мегарон. Наиболее близкий к мегарону храм назывался храмом в антах. Если к нему пристраивался развитый портик, он назывался простиль, два портика — амфипростиль, а когда храм окружала одинарная колоннада — периптер, двойная колоннада — диптер.Основные типы храмов сложившиеся в этот период представлены на рис 6.
Рисунок 6 (Типы греческих храмов)
Главным помещением храма был наос, или целла. Она представляла собой
продолговатый зал — парадную часть жилища божества. Перед целлой был расположен вестибюль, в глубине которого находилась сокровищница, куда город отдавал свои богатства под защиту божества Теменос — священный участок, на котором располагались храмы, открытые алтари, сокровищницы (обычно они имели форму храма в антах). Участок окружала ограда с монументальным входом — пропилеи, портик с фронтоном, который повторял формы переднего фасада храма.
Наряду с храмом возникли и другие типы общественных зданий. Бу-левтерий — дом для собрания общины или объединенного совета святилища. В плане такого дома имелся квадрат — центральный зал, вокруг которого располагались другие помещения. Пританий — дом со священным огнем общины. Квадратный в плане дом имел парадный вход с воротами. К другим типам общественных зданий относились школы для физического и общего воспитания молодежи — палестры и гимнасии.